В марте этого года коллекцию техники известного на Урале Музейного комплекса УГМК пополнил бульдозер Т-35. Как и другие экспонаты, это настоящая рабочая машина, которая отслужила тысячи моточасов на одном из самых крупных в России угледобывающих предприятий – «Кузбассразрезугле». К концу года завершилась реставрация Т-35.
О машине
Семейство, к которому относится Т-35, появилось в 1986-1988 году. Тяжелый бульдозер был принят к производству после испытаний в 1991 году, а с 1995 года начал выпускаться серийно. Эта машина доказала свою эффективность, надежность и выносливость на десятках предприятий нефтегазовой, горнодобывающей и гидротехнической отраслей, а также при строительстве крупных промышленных объектов, мостов и автомагистралей.
Все специалисты, которые в работе имели дело с этим бульдозером, называют его незаменимым при выполнении землеройных работ повышенной сложности, особенно в экстремальных климатических условиях. «ЧЕТРА» сохраняет эффективность работы даже при температуре от -50 до +50 градусов.
О реставрации
Восстановление Т-35 – процесс непростой и недешевый. Партнером и техническим консультантом выступила компании «Уралпромсервис», которая более 15 лет является дилером промышленных машин «ЧЕТРА» в Свердловской области. Тандем получился эффективным, ведь предприятие много лет работает с различными подразделениями музейного комплекса УГМК по поставкам техники, запчастей и ремонту. «Почему нам было важно поучаствовать в этом проекте? Здесь, у нас дома, крупнейший музей готовится показать технику, с которой мы работаем. Нельзя было оставаться в стороне. Мы хотим, чтобы люди видели такую технику, могли рассмотреть близко и восхититься ее силой», – отмечает руководство «Уралпромсервиса».
Работы начались осенью прямо на открытой экспозиционной площадке музейного комплекса. Рабочая зона была закрыта защитными сооружениями и не мешала посетителям, которые могли наблюдать за процессом реставрации с лестничного марша здания Музея автомобильной техники.
Реставрация была поделена на этапы. Первым и немаловажным стало копирование всех идентификационных и сопроводительных надписей экспоната, снятие шаблонов. Дальше механики частично разобрали агрегаты, подобрали лакокрасочные покрытия и отпескоструили поверхности, чтобы удалить старое ЛКП и очаги коррозии. Параллельно шло восстановление поврежденных элементов, сварка узлов, а также грунтовка и покраска. На финишной прямой машину доукомплектовали недостающими внешними элементами: поставили проблесковый маячок, огнетушитель, оптику. Затем провели сборку агрегатов и нанесли все скопированные надписи, чтобы сохранить максимальную идентичность.
О музее
Музейный комплекс УГМК находится в городе Верхняя Пышма под Екатеринбургом, в центре горнозаводской цивилизации. Бульдозер «ЧЕТРА Т-35» стал важным компонентом в формировании коллекции тяжелой специальной карьерной техники, задача которой – сохранение отечественного промышленного и технического наследия. «Для нас это наша, уральская горная история и важнейшее направление развития нашей коллекции», –комментирует заместитель директора Музейного комплекса УГМК Елена Филатова.
Т-35 по достоинству занял место среди карьерных БелАЗов, шахтных МоАЗов, уралмашевских экскаваторов-рекордсменов и другой горной техники. Возможность для посетителей видеть процесс и результат восстановления бульдозера – это важный рассказ о сложном явлении реставрации как синтезе гуманитарного и технического знания.