Спикер: Ольга Соловьева, генеральный директор Смоленского завода КДМ
Как на Смоленский завод КДМ повлиял этот год? Что у вас изменилось в лучшую сторону, а с чем возникли сложности? Как решали эти сложности?
В первой половине 2022 года мы столкнулись с новыми вызовами, связанными с последствиями введения санкций против России: с приостановкой деятельности в РФ европейских производителей шасси и самосвалов, дефицитом базовых автомобилей КАМАЗ, проблемами с поставками европейских комплектующих, высокой волатильностью рынка и повышением лизинговых ставок.
До весны текущего года все производимые на заводе надстройки для спецмашин устанавливались на российские, белорусские и европейские шасси и самосвалы. При производстве комбинированных дорожных машин наблюдалось следующее пропорциональное соотношение: 70% КДМ изготавливалось на шасси КАМАЗ, 20% – на шасси МАЗ и 10% – на базе импортных самосвалов. К осени мы заменили европейские шасси китайскими, в итоге доля КДМ на базе импортных самосвалов в третьем квартале этого года увеличилась и составила порядка 14%.
Изменения коснулись и мусоровозов с задней загрузкой. По статистике 2020 – 2021 годов 50% этих машин производилось на базе КАМАЗ, 35% – МАЗ и только 15% – на европейских шасси, которые сейчас успешно заменены продукцией китайских производителей, а именно JAC.
Несмотря на то, что основной рынок транспортных средств для коммунального хозяйства и содержания дорог представлен машинами российского производства, большая часть комплектующих поставлялась европейскими компаниями. Ключевым компонентом изготавливаемых на заводе надстроек является металл: 90% – отечественная сталь 09Г2С, 10% – европейская сталь марки Hardox, используемая при выпуске мусоровозов с задней загрузкой. 60% комплектующих являются российскими, 40% – импортными.
События текущего года повлияли на внутренние процессы предприятия и определили новый вектор его развития. Проверка квалификации персонала, нашей гибкости и мобильности была успешно пройдена. На смену европейским базовым автомобилям пришли китайские, и мы уже во втором полугодии запустили производство новых моделей КДМ и мусоровозов на шасси и самосвалах из КНР.
Какие новинки были выпущены в этом году (с очень кратким описанием)?
В этом году мы интенсивно изучали рынок китайских производителей базовых автомобилей. Благодаря проделанной работе во втором полугодии 2022-го в серийное производство были запущены новые модели техники. Так, комбинированную дорожную машину ЭД405Н на шасси Shacman SX3258 уже активно используют российские дорожные компании в текущем зимнем сезоне. А на сентябрьской выставке WasteEcoExpo мы презентовали новые модификации мусоровозов с задней загрузкой: СМ 16-03 на шасси JAC N200S с объемом бункера-накопителя 17,5 куб. м и СМ 8-04 на шасси JAC N120 с объемом кузова 8 куб. м и высоким коэффициентом прессования 1:7, продажи второй машины стартовали в этом ноябре. Срок гарантии на наши мусоровозы составляет 24 месяца, что на год дольше, чем на рыночные аналоги.
Появились ли новые партнеры?
В этот непростой период мы усилили сотрудничество с белорусским МАЗом, а также заключили партнерские соглашения с китайскими производителями грузовых автомобилей Shacman и JAC. Благодаря этому в 2023 году ожидаем выпуск новых моделей КДМ и мусоровозов. Кроме того, у нас появились новые партнеры – изготовители комплектующих из дружественных стран.
Стоит отметить, что лизинговые программы в этом году стали еще доступнее. На сегодняшний день мы сотрудничаем со всеми представленными в России лизинговыми компаниями.
Какие цели ставите на следующий год?
Мы планируем наращивать объемы производства. Модельный ряд КДМ будет расширяться за счет освоения новых шасси и самосвалов, а также благодаря разработке новых моделей навесного оборудования, соответствующего актуальным экологическим стандартам.
В первом квартале следующего года собираемся начать выпуск новой массовой модели мусоровоза с увеличенной долей отечественных комплектующих. Также в 2023-м планируем вывод на рынок новых моделей КДМ на шасси и самосвалах китайских марок.