Российский рынок LCV: легок на подъем?              

  Российский рынок легкого коммерческого транспорта многие лет был довольно стабильным, но 2021 год оказался годом грандиозных перемен: началось масштабное обновление парка машин, которое привело к росту продаж на 38% относительно «низкой базы» 2020 года. Сказался и всплеск интернет-торговли, и меры поддержки малого и среднего бизнеса. Но наступил февраль 2022 года, который сильно ударил по количеству предложений в сегменте LCV и взвинтил цены.                

Цифры и факты               

Рынок LCV развивается внутри более объёмного рынка коммерческого транспорта, отчасти он живет по его законам, отчасти – по своим особым правилам. Но для объективного понимания картины в сегменте малотоннажных грузовиков мы кратко обрисуем, что происходит с комтрансом в целом.          

В целом на протяжении последних двух лет рынок коммерческого транспорта переживает не лучший период и неизбежно сокращается. Компания «АСМ-холдинг» подвела итоги реализации коммерческого транспорта за первое полугодие 2022 года. Примечательно, что в отчете не отражены продажи машин силовым и дипломатическим структурам. По результатам шести месяцев реализация грузовиков (без учета автобусов) снизилась на 16,6%. Аналитики ожидают, что по итогам года спад грузового рынка составит до 30%.

Подробные данные по маркам и типам техники отражены в таблицах.           

«АСМ-Холдинг» также приводит структуру продаж новых грузовых автомобилей по федеральным округам.               

Что касается итогов 9 месяцев 2022 года, то за этот период объем российского рынка новых грузовых автомобилей составил 58 700 единиц – на 19,2% меньше, чем в январе – сентябре прошлого года. Из брендов, продемонстрировавших положительную динамику, модно назвать Shacman, Howo, FAW, JAC, Hongyan, Ural, а также KAMAZ. Значительное падение показал GAZ, немного просел белорусский МАЗ.               

Кстати, в апреле этого года был отмечен интересный факт: впервые за более чем 15 лет грузовых автомобилей в течение месяца было реализовано больше, чем легких коммерческих: 5 503 единицы против 4 918. Это обнаружили эксперты «Автостат». По их же данным, по состоянию на 1 января 2022 года в стране было зарегистрировано 8,4 миллиона коммерческих автомобилей: 50,3% (4,22 миллиона единиц) этого количества занимала легкая коммерческая техника. Это агентство подробно проанализировало тенденции на рынке легких грузовиков.       

Эксперты полагают, что в мае – июне этот сегмент прошел «дно» и, несмотря на отрицательную динамику относительно прошлого года, будет прирастать. Так, в июне рынок LCV упал на 60% к прошлому году, но вырос на 61% относительно мая 2022. В целом за первое полугодие текущего года продажи легких коммерческих автомобилей сократилось на 40% к АППП, с 63 439 до 38 174 машин. Похожие цифры приводят и Ассоциации европейского бизнеса. По их данным, в первом полугодии продажи легких коммерческих автомобилей упали на 57,5%.              

Всего с начала года и по сентябрь в России было продано 52 888 единиц новых LCV. Это на 44% меньше результата прошлого года – 94 970 штук. При этом отечественные машины занимают 87% всех продаж в сентябре. С августа по сентябрь объем реализации в сегменте российских LCV увеличился с 4 153 до 4 558 единиц. Топ-3 рынка занимают российские ГАЗ и УАЗ. Продажи техники ГАЗ выросли на 5,6%, с 2 755 до 2 908 машин, УАЗ показал прирост 14%, увеличив результаты с 1 079 до 1 233 единиц. На этом фоне продажи легких грузовиков Ford сократились за последние два месяца на 4%, а Peugeot снизился – на 6,6%.           

При этом в третьем квартале рынок новых грузовых автомобилей демонстрировал небольшой рост: в районе 2–5% ежемесячно. Однако это ожидаемо ниже показателей минувшего года. По данным агентства, с января по октябрь россияне купили 60 400 новых грузовиков с небольшой грузоподъемностью. Это на 48% ниже показателей 2021.         

Еще один важный факт. Согласно данным НАПИ, в первом полугодии 2022 года значительно изменилась структура рынка новых легких грузовиков. Наиболее востребованными автомобилями много лет были фургоны (ЦМФ), они составляли порядка 50% всех продаваемых LCV. Однако в мае – июне доля ЦМФ начала снижаться и составила всего 42,7% рынка. При этом доля бортовых/тентованных грузовиков, напротив, выросла и достигла в 27,6%. Эксперты связывают эти изменения с уходом или уменьшением европейских и японских машин (Ford, IVECO, Citroen, Peugeot, Opel, Volkswagen, MB, Hino и других), на которых и приходилась большая доля продаж ЦМФ. Но на самом деле этот передел был предсказуемым. Несколько лет назад RAMR делал прогноз о том, что структура рынка новых LCV по типу кузова будет изменяться с 2018 по 2023 год в сторону предпочтения бортовых и тентованных моделей (соответственно с 19% до 21%), а также пикапов (с 10% до 11%) и минивэнов (с 5% до 7%). Востребованные в конце 2010-х автофургоны, в том числе ЦМФ, и микроавтобусы будут уменьшать свою долю: с 46% до 44% и с 15% до 12%. Спрос на рефрижераторы, по данным аналитиков, должен быть стабильным.                    

Что касается вторичного рынка, он в 2022 году вырос на 8%, с 191 677 до 206 781 штук. Эксперты «Авито Авто» проанализировали данные о сегменте LCV за первое полугодие 2022 года. По итогам их исследования, легкий коммерческий транспорт пользуется наибольшим спросом в Дагестане, Краснодарском крае, Ленинградской области, Московской и Свердловской областях. Средняя стоимость небольшого грузовики с пробегом в период с января по июнь составила 600 000 рублей. При этом самыми востребованными моделями стали ГАЗель-3302 и -33023, ГАЗель Next. В третьем квартале покупкой автомобилей LCV-сегмента интересовались на 29,7% чаще, чем в апреле – июне, подсчитали эксперты «Авито Авто». В этот период доля ГАЗели Next в структуре спроса на портале составила 39,8%, ГАЗ «Соболь 2752» – 10,4%, УАЗ-3303 – 6,9%. При этом иностранные модели также остаются в востребованными, в частности, Mercedes-Benz Sprinter, Volkswagen Caravelle и Volkswagen Crafter.          

Есть также данные «Автостата» за три первых квартала. Они свидетельствуют о том, что эта часть рынка развивается стабильно: с начала года и по сентябрь объем перерегистраций на рынке LCV вырос на 1,5% к аналогичному периоду 2021 года. В абсолютном выражении продажи увеличились с 316 825 до 321 586 единиц.       

Еще интересная статистика. По данным маркетингового агентства НАПИ, на приобретение новых и подержанных легких коммерческих автомобилей за восемь месяцев 2022 года было потрачено 354,7 миллиарда рублей. Доля новых автомобилей в денежном выражении составила чуть больше 40%, а в количественном – всего 18,6%.        

  Продажи,
шт. 
Средневзвешенная цена, руб. Финансовая емкость,
млн. руб.
Новые автомобили 55 177 2 605 437 143 760
Подержанные автомобили 241 756 872 428 210 915
Всего 296 933 354 675
                    
Источник: НАПИ (Национальное Агентство Промышленной Информации)

Если говорить о ценах на грузовики, то в последние два года они постоянно росли. В 2021 году средняя стоимость новой грузовой техники увеличилась на 30% по сравнению с 2020 годом, а в текущем ожидается еще более значительный скачок. Кроме того, рост цен на комплектующие для ремонта LCV составил около 70%, стандартное ТО у официального дилера стоит больше 30 000 рублей.        

Производство и спрос          

Важно, что, помимо продаж, сократился и объем производства коммерческого транспорта всех сегментов. Хотя на отечественные бренды грузовиков за счет госзаказов пришлось 53% общих продаж и в целом они, кажется, чувствуют себя довольно уверенно. Так, по подсчетам НАПИ, за восемь месяцев 2022 года было произведено 38 900 грузовиков, что на 15,2% меньше, чем в аналогичный период прошлого года. При этом первая половина года имела выраженную отрицательную динамику, а в третьем квартале пошел постепенный рост: в августе выпуск грузовиков вырос на 9,6% по сравнению с июлем текущего года и даже немного прибавил относительно августа 2021 года. Однако данные об экспансии китайских марок и информация о количестве проданных машин из КНР позволяют предположить, что в коммерческом секторе доля российских машин сократилась.             

В группе LCV ситуация немного иная. Ford, Volkswagen, Toyota, Mitsubishi, Mercedes-Benz с февраля остановили производство на всех площадках в России и прекратили импорт новых автомобилей и оригинальных запасных частей, а Peugeot и Citroen сократили производство. Однако в совокупности все эти бренды занимали лишь половину рынка.       

Российские предприятия, которые много лет были в лидерах на рынке легких коммерческих авто, остаются ими, даже несмотря на снижение показателей реализации на 47%. Так, например, ГАЗ, по данным auto.vercity.ru, произвел за январь – ноябрь текущего года 33 956 машин, в том числе 4 757 единиц «Соболь-2310» и 1 110 единиц Vector Next, об остальных моделях и модификациях информации нет.     

Более того, группа «ГАЗ» планирует нарастить долю в сегменте LCV. Директор по стратегии и цифровым технологиям компании Алексей Лихачев на Международном московском автомобильном форуме IMAF 2022 сказал: «Мы наращиваем долю за счет ушедших игроков в сегменте LCV. И планируем нарастить эту долю еще больше в ближайшее время». По его словам, в условиях санкций производитель ни на один день не останавливал конвейер и не сократил модельный ряд ни в одном из сегментов.       

Для этого есть перспективы. В начале октября на автозаводе начат выпуск электрической ГАЗели e-NN. Электродвигателем оснащаются небольшие партии микроавтобусов, фургонов, фургонов-комби и бортовых грузовиков. Кстати, это не единственный электромобиль сегмента LCV, который выходит на российский рынок (об этом чуть ниже).

Кроме того, ГАЗ готовится запустить производство нового турбодизеля для легких коммерческих автомобилей. ДВС GAZ G21A объемом 2,5 литра разработан совместно с китайской компанией Foton. Предполагается, что его начнут устанавливать на ГАЗель NN в 2023 году.        

Добавим, что в конце весны Правительство РФ усилило поддержку автозавода, вдвое увеличив предельный размер субсидируемого кредита.        

Что касается других российских предприятий, можно отметить, что компания «Соллерс» заявила о старте проекта по сборке автомобилей JAC под собственной маркой в особой экономической зоне «Алабуга» (Татарстан). Соглашение об этом было подписано в рамках Восточного экономического форума. Оно предусматривает внесение изменений в СПИК «Соллерс авто». В планах компании «Соллерс» наладить сборку автомобилей массой от 2,5 до 4,5 тонн в бескапотной и полукапотной компоновке на базе JAC Sunray. Руководство предприятия рассчитывает, что эти машины Ford Transit, выпуск которого был приостановлен в этом году: согласно открытому финансовому отчету ПАО «Соллерс Авто», по итогам первого полугодия компания зафиксировала снижение выручки до 26,2 миллиарда рублей.     

Другой пример – нижегородская компания New Energy Motors, которая начала прием заказов на новый грузовик WOLV FC25. Этот электромобиль выпускается на китайском шасси Fengchuen. По данным специализированного интернет-издания «Китайские автомобили», бортовая модификация FC25 с тентом будет стоить 2 725 000 рублей. Кроме нее будут версии с изотермическим и промтоварным фургонами, с рефрижератором. Машина будет иметь неплохую базовую комплектацию и агрегатироваться мотором мощностью 30 кВт и 150 Нм. Время зарядки батареи займет 5 часов (от сети 220В), запас хода составит 200 км.       

Еще одна новость касается не совсем российских производителей, но наших партнеров по ЕАЭС: дилеры МАЗ начали продажи цельнометаллического фургона МАЗ-365022 и микроавтобуса МАЗ-281040. Это не новинки, машины представляют собой локализованную версию китайского коммерческого автомобиля JAC Sunray и выпускаются на заводе «Брестмаш» 2018 года. До недавнего времени они продавались только на белорусском рынке, а теперь стали доступны и в России. Обе модели оснащаются турбодизельным ДВС объемом 2,8 л и мощностью 150 л.с., 6-ступенчатой МКПП, дисковыми тормозами и независимой задней подвеской на рессорах. Это такие же машины, как начинают собирать в Татарстане на мощностях «Соллерс». Отчасти решение о выходе на российский рынок с малотоннажниками было принято белорусским брендом на фоне снижения объема продаж в РФ по итогам первого полугодия.          

Какие драйверы влияют на производство легких коммерческих машин сегодня    

Из отрицательных это в первую очередь санкции, введенные после 24 февраля, в том числе запрет на ввоз микроэлектроники и комплектующих для автомобильной промышленности. Кстати, Группа «ГАЗ «была включена в санкционный список Минфина США еще в 2018 году, но до этой весны действовала отсрочка, разрешающая работу по уже заключенным контрактам. С 25 мая эта отсрочка была отменена. Эффективным ходом для снижения санкционных ограничений на группу «ГАЗ» было выведение автозавода «Урал», который является крупным поставщиком армии России, из холдинга. В июне ЕС ввел санкции против УАЗ. Причина – возможность использования техники предприятия ВС РФ. При этом Ульяновский автозавод уже довольно давно реализует программу замещения компонентной базы из-за сложных отношений с европейскими поставщиками. Правда, из-за продолжающихся локдаунов в Китае УАЗ может и здесь иметь проблемы с поставками запчастей.             

Ряд экспертов говорит о негативном влиянии макроэкономических показателей. Они действительно имеют место быть: по прогнозам ЦБ, ВВП в России по итогам года может сократиться на 8–10%, а Минэкономразвития ожидает инфляцию в районе 17,5%. Весьма вероятно сокращение грузооборота и сокращение торговых операций. В этих условиях обновление парков LCV существенно замедлится. Но снижение торговли и грузоперевозок касается далеко не всех отраслей. Так, по данным аналитического агентства Data Insight, тройка крупнейших маркетплейсов (Wildberries, Ozon и Яндекс.Маркет) в 2021 нарастила выручку от 95 до 180%, а количество заказов на этих площадках увеличилось от 155% до 199%. В 2022 году тенденция продолжается. Интернет-торговля развивается очень активно и создает солидную потребность в развозных фургонах. Еще один важный рынок сбыта – пассажирские перевозки. Только в Московской области, например, действует более 2 000 пассажирских маршрутов общей протяженностью свыше 40 000 километров.

В качестве позитивных драйверов можно также назвать легализацию параллельного импорта. В перечень марок LCV, разрешенных к ввозу по этой схеме, попали Volkswagen, Toyota, Mercedes-Benz, Renault, Mitsubishi, Isuzu, Dodge, Chevrolet, Jeep, GMC. Есть информация о восстановлении производства Iveco в Миассе.             

Еще один аргумент за наращивание производства легких грузовиков дает господдержка. Возобновление льготного автокредитования и льготного лизинга плюс увеличение порога стоимости ТС, попадающих под эти программы, до 3 миллионов рублей позволяет российским предприятиям рассчитывать на повышенный спрос.         

Кстати, как говорят наши собеседники, работающие в отрасли, как это обычно бывает в кризисной ситуации, бизнес очень рассчитывает на поддержку государства. Это касается и потенциальных покупателей, и автопроизводителей.                    

Перспективы и прогнозы   

Прежде чем делать прогноз, отметим, что российский рынок LCV, который с начала года показал почти двукратное падение, тем не менее сохранил шестое место в европейском топе. По информации Европейской ассоциации автопроизводителей, продажи легких коммерческих автомобилей на западе в январе – сентябре 2022 года снизились на 21,4%, что в количественном выражении равно 1 086 465 единиц. Лидером среди европейских стран по продажам LCV до 3,5 тонны стала Франция (с учетом падения относительно 2021 года на 22,4%), на втором месте Великобритания (-20,1%), на третьем – Германия (-18,9%). Далее идут Италия (-12,4%) и Испания (-27,7%). РФ заняла шестое место. Это говорит о большой емкости рынка и колоссальном значении этого вида транспорта для обеспечения первоочередных потребностей и, соответственно, закладывает основу для прогноза по рынку новых LCV. Такой прогноз выполнило Агентство НАПИ. Он включает три сценария: базовый, оптимистичный и пессимистичный.                      

Итак, базовый сценарий предполагает, что санкции против РФ сохранятся до конца 2022 года, и российская экономика будет находиться в стабильно депрессивном состоянии без резких спадов. На этом фоне ГАЗ и УАЗ и продолжат продажи упрощенных комплектаций LCV. При этом китайские компании во втором полугодии смогут наладить логистические цепочки для поставок автомобилей и комплектующих в Россию. Легкие коммерческие автомобили, поставки которых на территорию РФ запрещены, будут завозиться в страну по параллельному импорту в небольших объемах. В таких условиях продажи новых LCV по итогам года снизятся на 45,68% по сравнению с 2021 и составят 69 220 единиц.        

Оптимистичный сценарий прогноза рассчитан с учетом того, что санкции против РФ сохранятся до конца года, но будут постепенно смягчаться, а пессимистичный сценарий предполагает, что они будут ужесточаться. По позитивному сценарию сокращение продаж составит 41,26%, будет продано 74 850 машин, по негативному – продажи сократятся на 50,81%, до 62 680 штук.      

При этом агентство предполагает следующее распределение рынка между его участниками:

Далее, в 2023 году, как предполагают эксперты сразу нескольких аналитических агентств, начнется постепенный рост. К примеру, специалисты компании «Технологии доверия» прогнозируют, что рынок будет восстанавливаться примерно на 6% в год. Хотя нужно отметить, что ожидания Минпромторга более сдержанные.              

Бесспорно одно: рынок LCV в России переживает глобальную перестройку и в плане производства, и в вопросах сбыта, импорта, сервиса, финансовых услуг. Однако гибкость российских производств в совокупности с активностью китайских брендов дает надежду на их скорое восстановление и качественное улучшение. Ведь даже в таких сложных условиях, как сейчас, предприятия стремятся не просто выпускать «простые» конфигурации, но и внедрять новые технологии, производить электромобили и машины, соответствующие требованиям сегодняшнего и завтрашнего дней.       

В материале использованы открытые данные маркетинговых агентств «Автостат», НАПИ/RAMR, АЕБ, Европейской ассоциации автопроизводителей, «Технологии доверия», «АСМ-Холдинг», «Авито Авто».

Похожие записи

Оставить комментарий