Рынок сельскохозяйственных машин: итоги и прогнозы   

   Продажи сельскохозяйственных машин меньше всего реагировали на внешние потрясения последних лет и оставались на высоком уровне, но 2022 год подкосил и этот сектор. Разбираемся, с чем рынок пришел к началу нового года и чего ждать в ближайшем будущем.

2022. Начало     

Санкции, ужесточившиеся после 24 февраля, усложнили работу АПК по всем направлениям: от удорожания составляющих сельхозпроизводство до проблем с модернизацией. Поставщики техники, чувствуя высокий спрос и трезво оценивая свои риски, стали работать по 100-процентной предоплате за технику, банки повысили ставки по займам, плюс эксплуатанты столкнулись со сложностями обеспечения работоспособности существующего парка техники, сервиса и ремонта. Уже в марте ассоциация дилеров сельскохозяйственной техники «АСХОД» направила в правительство письмо с антикризисными предложениями.   

По итогам полугодия отгрузки отечественной сельхозтехники на внутренний рынок выросли на 22%, но возможности для покупки новых комбайнов и тракторов снизились. «Росспецмаш», например, приводит такую оценку спроса на сельскохозяйственную технику в России в первом полугодии 2022.     

Вид техники 6 мес. 2022 6 мес. 2021 %
Тракторы не полноприводные 14 404 15 479 -6,9
до 40 л. с. 4 423 4 608 -4,0
40 – 100 л. с. 7 537 6 591 14,4
более 100 л. с. 2 444 4 280 -42,9
Тракторы полноприводные 2 067 1 962 5,4
Всего всех тракторов 16 471 17 441 -5,6
Самоходные комбайны 2 822 4 466 -36,8

Однако эксперты «АСХОД» настаивали, что это временный отыгрыш и скоро рынок столкнется с дефицитом машин. Они предложили отменить или упростить сертификацию на тракторы, сельхозмашины, дорожно-строительную и коммунальную технику происхождением из КНР, Индии и других дружественных стран. Вторая мера, которую обозначили дилеры, – ускоренная организация производств основных видов сельхозмашин и запчастей в РФ. Действительно, с марта по май российские производители агромашин срочно решали вопросы, связанные с восстановлением поставок комплектующих, искали новых поставщиков, организовывали собственное производство, перестраивали логистику, налаживали процессы перевода платежей.

Основным механизмом государственной поддержки отечественного сельхозмашиностроения в первом полугодии оставалось предоставление субсидий производителям сельскохозяйственной техники. По мнению представителей «Роспецмаша», для увеличения объемов производства необходимо увеличивать меры поддержки всей отрасли.     

Что касается экспорта, ассоциация отчиталась, что на фоне существенного роста поставок в Венгрию, Египет, Монголию, Армению, ЮАР произошло большое снижение в направлении Германии. Также значительно сократились отгрузки сельхозмашин в Литву и Киргизию. На 13–17% снизились зарубежные поставки в Болгарию, Польшу, Казахстан. Общий показатель за полгода – минус 2%.      

В итоге полугодие участники рынка завершили с умеренными показателями, но множеством тревог и сдержанным пессимизмом. Причем такие настроения не только у российских машиностроителей. В рамках выставки EIMA-2022 в Италии представители отрасли активно обсуждали, что в период с конца 2022 года до лета 2023 года может ускориться негативная динамика.      

2002. Итоги    

По итогам трех кварталов 2022 года бизнес-барометр ассоциации дилеров сельскохозяйственной техники «АСХОД» фиксировал, что неопределенность с поставками техники и падение спроса остаются ключевыми проблемами рынка. Среди наиболее острых проблем участники опроса отметили отсутствие определенности с поставками техники — 70%, падение спроса — 53% и низкий уровень собственного оборотного капитала — 30%.       

Что касается цен, по оценкам «АСХОД», они выросли в среднем на 30–40% и 50% по отдельным машинам. И ожидается, что рост продолжится. В том числе и на отечественную технику. В последние годы темпы цен на российские машины никогда не отставали, а часто и опережали рост цен на машины импортного производства. Сейчас подорожал металл, есть трудности с компонентами. В «Росагролизинге» рост цен на технику очень метко назвали «драматичным». В компании приводят показательный пример: в прошлом году «Росагролизинг» закупил 10 200 единиц техники за 46 млрд рублей. В этом году нужно закупить 11 тыс. единиц техники, но стоить это будет уже порядка 100 млрд рублей.     

Плюс обеспокоенность вызывает и увеличение сроков производства. Если в 2021 году средний срок поставки техники составлял 30 дней, то в 2022 году это 130 дней.

Далее производители перешли на работу только по предоплате, отменили кредитные лимиты, программы рассрочек и застрахованные лимиты. Частично эту проблему дилеры переложили на клиентов, частично стали работать с банками, некоторые лизинговые компании в первой половине года тоже занимали выжидательную позицию, но специализированная компания, которая не прекращала активную работу, показала хорошие результаты. «В этом году «Росагролизинг» поставил 11 400 единиц техники на 64,5 млрд рублей, – заявил первый заместитель генерального директора компании Александр Сучков. – Каждый четвертый комбайн и каждый третий трактор в России поставляется через нашу систему финансирования. Ведущими поставщиками являются российские и белорусские производители. В 2022 году было аккредитовано беспрецедентное количество поставщиков – 239, по которым было выдано разнарядок на 1300 единиц техники на 6,4 млрд рублей. Увеличили свое присутствие компании из Китая, Ирана и Индии».

Пока итоги 2022 года до конца не подведены, в «АСХОД» предполагают, что в физическом выражении продажи в 2022 году сократились приблизительно на 25%, на отдельные виды машин – до 40%. Но в денежном выражении за счёт роста цен результаты ожидаются примерно равные  2021 году. Все это признаки того, что отрасль вступила в глобальную трансформацию, которая происходит одновременно в нескольких плоскостях.

Во-первых, растет доля продукции российских машиностроителей на внутреннем рынке. По результатам 2021 года она составляла 51%, а за 10 месяцев 2022 года достигла 60%. Таковы данные «Росспецмаша». Предприятия работают в сложных условиях, но постепенно налаживают работу, осваивают новые модели техники, и в целом производство внутри страны растет. За январь – октябрь 2022 прирост составил 12%, в «Росспецмаше» рассчитывают, что в наступившем году темпы роста восстановятся.

Казалось бы, у российских заводов есть возможность увеличить свое присутствие. «Отечественные производители сельхозтехники на сегодня закрывают практически все потребности аграриев в России. Исключение составляют тракторы тягового класса 1,4 и 2 – в Российской Федерации они практически не производятся, но они выпускаются в достаточных количествах в Республике Беларусь на Минском тракторном заводе, который исторически специализируется на их производстве. Тем не менее мы работаем над тем, чтобы организовать выпуск тракторов указанной мощности и в России», – заявил Денис Максимкин, заместитель директора ассоциации «Росспецмаш».

Действительно, с привлечением займа Фонда развития промышленности активно строится новый тракторный завод на базе «Ростсельмаша». Планируется, что он будет производить полный модельный ряд тракторов – от 170 л. с. до 600 + л. с. с шарнирно-сочлененной и классической рамой, на гусеничном ходу, а также различные виды погрузчиков. При этом порядка 80% компонентов будут российскими, уверяют на предприятии.        

Петербургский тракторный завод увеличивает объемы производства: +34% за 10 месяцев 2022 года, а Бобруйский завод тракторных деталей и агрегатов в 2022 году увеличил реализацию техники на 33% по сравнению с 2021 годом.      

Но здесь есть сложности: аграрии не согласны, что модно заменить импортную технику российской. Так, комбайны «Ростсельмаша» не подходят для уборки сои и кукурузы, а только для уборки зерновых. Другой пример – для картофелеводства сельхозтехнику производят всего несколько стран: Бельгия, Нидерланды, Германии. В России аналогов нет.

Во-вторых, меняется сама конъюнктура рынка. Вслед за другими сегментами спецтехники на рынок агромашин активно зашел Китай: на фоне ухода целого ряда зарубежных поставщиков было продано около 500 единиц техники для сельского хозяйства из Китая. По данным «Российской газеты», основные поставки приходились на технику мощностью до 160 л. с. Однако экспортом из дружественных стран – Китая, Индии, Турции – не удастся компенсировать уход мощной энергонасыщенной самоходной западной техники. Китайские заводы не изготавливают мощные тракторы, а в России их выпускают только Петербургский тракторный завод и «Ростсельмаш». То есть в ближайшее время возникнет дефицит сильных агромашин.       

С сельхозтехникой из Китая или той же Турции есть еще несколько проблем. Во-первых, они захватывают рынок ускоренными темпами, поэтому сразу же ощущается недостаток запчастей и сложности с обслуживанием. Во-вторых, почвенно-климатические условия России значительно отличаются от дружественных поставщиков. Так, Турция производит преимущественно компактные машины для малых форм хозяйствования: от 50 до 110 лошадиных сил. В Китае, Индии, Иране совсем другая нарезка полей и климат, который не требует кабины. Поэтому аграрии пока не уверены, что такая техника будет хорошо работать в нашей стране.      

В-третьих, изменились отношения между дилерами. Как отмечают игроки, раньше спрос на современные технологии и технику формировали дилеры, теперь – сами сельскохозяйственные предприятия. Задача дилера – удовлетворить этот спрос и предоставить клиенту самую эффективную технику и технологии – в современных реалиях выглядит сложной. Техники просто нет. Санкции напрямую запретили поставки части сельхозтехники и компонентов: их перечисление занимает в документе около 50 листов. И по оценкам «АСХОД», в наступившем году это будет заметно гораздо сильнее, чем в ушедшем. Дело в том, что санкции были объявлены в преддверии сезона, дилеры уже были готовы к нему. Плюс они заработали на полную мощность не сразу и многие успели ввезти, например, запчасти, хоть и по завышенным ценам. В 2022 году дилеры продавали остатки, в 2023 году таких запасов не будет.       

Зато есть проблемы с ценообразованием: некоторые компании пересматривают ценники в ежемесячном режиме или даже назначают индивидуальные цены на отдельные машины.    

Александр Алтынов, председатель правления ассоциации дилеров сельхозтехники «АСХОД», так описывает ситуацию: «После этих первых 2–2,5 месяца шока дилерское сообщество начало перестраивать себя на какой-то новый лад, который ещё не сформировался, ещё пройдёт какое-то время, прежде чем мы перейдём в новое состояние. Поэтому в целом можно сказать, что выдержали, но ситуация ещё развивается, она ещё далека от своей финальной точки, поэтому – посмотрим. Были свои небольшие секреты, за счёт чего дилеры этот год переживают довольно неплохо, но это не значит, что так останется в 2023 году. Основное испытание ждёт отрасль в новом году».     

2023. Ожидания      

С чем же мы вошли в наступивший год? Есть несколько основополагающих постулатов, которые задают основные векторы развития рынка.

Во-первых, отечественный агросектор высокотехнологичен и имеет ряд специфических особенностей в плане организации. При этом в России нет межотраслевого взаимодействия, когда по всей производственной цепочке просчитывается потребность, целесообразность, доходность и возможности производства. В профильных ведомствах активно обсуждается внедрение этой идеи.

Высокотехнологичность ведет за собой постоянную потребность в модернизации технологий и парка техники. По данным «Росагролизинга», сейчас в полях работает около 570 000 единиц техники, но оптимальный парк должен составлять 680 000 машин. В Стратегии развитии АПК до 2030 года уточняется, что находящейся сейчас в рабочем состоянии в России парк – это 430 000 тракторов и 140 000 комбайнов. В 2021 году было приобретено 16 000 тракторов, 7 000 комбайнов, то есть обновлена 1/20 парка комбайнов, а в случае тракторов – даже меньше. В стратегии написано, что предпочтительным и правильным являлось бы обновление парка темпом 10% в год: это 43 000 тракторов и 14 000 уборочных машин в год. Дефицит техники есть уже сейчас, и он усилится, особенно с учетом прогнозируемого роста цен на 30–40%.

Кроме того, эксперты говорят о всплеске возрождения интереса к гибридизации тракторов и замене дизельных двигателей. Более того, производители техники, которые делают ставку на интеллектуальные решения (точное земледелие, сокращение потребления удобрений), вероятно, окажутся в существенном плюсе в ближайшие два–три года.     

Это позволит сохранить умеренный спрос даже в сложных условиях.

Во-вторых, российский сельскохозяйственный рынок очень тесно интегрирован в мировой экономике и подвержен общим тенденциям. В долгосрочной перспективе они таковы. Сельскохозяйственный сектор будет расти во всем мире в ближайшие годы, чтобы удовлетворить потребности растущего населения, которое увеличится до 8,6 млрд человек в 2031 году (почти на миллиард за 10 лет). Страны будут стремиться снизить зависимость от пяти нынешних крупных сельхозпроизводителей планеты, в число которых входит РФ, но это долгий процесс. Данные планирования мировой торговли сельскохозяйственной техникой показывают, что ожидается рост рынка в период с 2023 по 2026 год на 5,7%.     

В краткосрочной перспективе эксперты говорят о более насущных проблемах: росте цен, дефиците машин и запчастей, стимулировании платежеспособности аграриев и, конечно, импортозамещении. Есть мнение, что около 40% несложных компонентов сельхоз машин можно легко заменить. А 60% артикулов заменить либо трудно, либо невозможно, либо для этого требуются существенные усилия. «Остается один вариант – научиться производить эти более сложные компоненты внутри страны. Это сложно, особенно в запасных частях. Ведь речь идет о десятках, сотнях, тысячах артикулов, каждый из которых – это законченный продукт», – говорит Алтынов. Минпромторг ведет работу в этом направлении: составлен перечень тех комплектующих, которые сейчас критически важны, прорабатывается система грантов для малых и средних предприятий именно на развитие производства комплектующих. Уже есть проекты по разработке коробок передач и мостов для тракторов, по группе гидравлики и редукторной группе для сельхозтехники. Также создано Агентство по технологическому развитию, которое проводит реинжиниринг деталей, комплектующих к технике и оборудованию.

Что касается нехватки оригинальных запчастей на сельхозтехнику Claas, John Deere, New Holland, Deutz Fahr и другую, эксперты считают, что 2023 год будет довольно трудным, но ситуация может стабилизироваться в течение двух-трёх лет. Из положительных моментов в этом плане можно отметить попытки небольших европейских предприятий организовать поставки в Россию, а также снятие санкций с некоторых компонентов, по которым удалось доказать отсутствие у них двойного назначения.

Частично закрыть вопрос с дефицитом самих машин может параллельный импорт и выход на российский рынок альтернативных производителей. Ожидается, что они займут не более 20%. Также отметим, что наиболее комфортно себя чувствует рынок прицепной техники, и есть предпосылки, что он сохранит свое преимущество. Наибольшие трудности есть с поставками телескопических погрузчиков и мощных самоходных тракторов.

Эти факторы открывают некоторые новые возможности для бизнеса.       

В-третьих, важным компонентом развития российского рынка сельскохозяйственной техники остается государственная поддержка, о которой мы начали говорить в предыдущем пункте.      

В целом Минсельхоз в 2023 году намерен сохранять программы поддержки сельхозтоваропроизводителей, однако субсидии для производителей зерновых культур и кредитование экспортеров будут сокращены. Бюджет трех госпрограмм в сфере АПК составит 445,8 млрд рублей в 2023 году против 467,5 млрд рублей в 2022 году.

От общего объема средств, предусмотренных на Госпрограмму развития АПК в 2023 году, половина (173,4 млрд рублей) будет направлена на стимулирование инвестиционной деятельности, 24% (83,4 млрд рублей) – на развитие отраслей и техническую модернизацию агропромышленного комплекса, 12% (41,4 млрд рублей) – на поддержку экспорта. На субсидии производителям зерновых культур предусмотрено 10 млрд рублей. Компании, запускающие строительство селекционно-семеноводческих центров, смогут получить от государства компенсацию 50% капитальных затрат.    

Ключевая мера поддержки обновления парка агромашин реализуется Минпромторгом совместно с Минсельхозом и «Росагролизингом». Это Программа-1432, в рамках которой государство предоставляет субсидии машиностроителям, а те продают технику аграриям со скидкой. Но на финансирование этой меры поддержки модернизации АПК в 2023 году выделено всего 2 млрд рублей. А этого не хватит даже на то, чтобы полностью поддержать спрос на прицепную и навесную технику на внутреннем рынке. Получается, что наиболее дорогая самоходная техника будет реализовываться без скидок по Программе-1432. По оценкам участников рынка, для эффективной работы программы на ее финансирование необходимо выделять не менее 15 млрд рублей в год до 2030 года.

Скорее всего, сельхозпроизводители в новом сезоне значительно сократят объем инвестиций в технику.       

Участники рынка – производители машин, дилеры и аграрии – активно обсуждают, какие еще меры помогли бы сохранить отрасль.

По мнению директора Петербургского тракторного завода Сергея Серебрякова, в данной ситуации тактическими мерами не обойтись – государству необходимо менять промышленную политику. Во главу угла должен быть поставлен спрос, то есть платежеспособность аграриев. Во-вторых, прозрачность работы и взаимодействие всех участников производственной цепочки. В-третьих, изменение кредитно-финансовой системы, при которой сейчас выгоднее купить, например, гидравлику в другой стране, чем пытаться производить в РФ.        

Также активно обсуждается возможность отмены утилизационного сбора, который может достигать 15% стоимости трактора. Это крайне важно для поддержания работоспособности предприятий, которые формируют основу экономики страны. Есть данные, что Минпромторг снимет ограничения на ввоз той техники, которая не производится в России. Например, так уже поступили с ввозными пошлинами на свеклоуборочные комбайны.      

Вывод можно сделать такой: сельскохозяйственная техника в 2023 году подорожает, ее и комплектующих будет не хватать на внутреннем рынке. Агропредприятиям, которые планируют покупку машин в обозримой перспективе и имеют конкретные предложения от дилеров, лучше брать их сейчас. Закупки запчастей важно планировать заранее.

К концу 2023 года в зависимости от развития ситуации между Россией и Украиной, санкций и энергетического кризиса в Европе можно ожидать резкое или умеренное улучшение ситуации на рынке.

Похожие записи

Оставить комментарий