Импорт спецтехники из Китая  

  Одной из цифр, потрясших рынок специальной и коммерческой техники в конце 2022 года, стало заявление Федеральной таможенной службы РФ о том, что импорт автомобилей и спецтехники из Китая увеличился в 1,5 раза, общий товарооборот – почти на треть. Все знали, что доля брендов из КНР на российском рынке специальных и коммерческих машин растет, но не задумывались, насколько и в каких сегментах этот скачок особенно ощутим.    

Общие тенденции   

Продажи дорожно-строительной техники и специальной техники в 2022 году в количественном выражении впервые с 2016 снизились, подсчитали эксперты Ассоциации европейского бизнеса (АЕБ). Падение составило треть по сравнению с предыдущим годом. Всего за прошлый год было продано 13 677 единиц техники, попадающей в подсчеты АЕБ.      

При этом, по данным ассоциации «Росспецмаш», производство российской дорожно-строительной техники за год выросло на 35% по сравнению с 2021 годом и составило 75,6 млрд рублей в денежном выражении. Но отечественные предприятия работают в условиях жесткого демпинга со стороны китайских брендов, которые наращивают и долю, и объем поставок и таким образом задают общий тон всему импорту. По данным ФТС, за 11 месяцев 2022 года в Россию было импортировано 106 тысяч китайских автомобилей.

Маркетинговая компания ID-Marketing в рамках онлайн-конференции «Экскаватор Ру» приводила статистику за последние восемь лет.        

Сравнительная динамика импорта спецтехники за январь – март 2014–2022 гг., шт.   

*Источник: ID-Marketing      

Аналитики отмечают, что в прошлые годы ввозилось много техники мировых брендов, собранной в Китае, теперь все большую долю занимают именно китайские производители. В результате в 2022 году целый ряд брендов из представителей Поднебесной занял более половины рынка по целевым сегментам. Так, позиции китайских брендов значительно укрепились среди автокранов, грузовиков, погрузчиков, строительной техники, тягачей и экскаваторов. По данным «Авито Авто», большой рост показали китайские производители XCMG, Lonking, ZVEZDA, Zoomlion в сегменте строительной технике, Shacman (Shaanxi) и HOWO в категории «грузовики».      

Представление об объемах коммерческого транспорта и специальных самоходных машин, въезжающих из КРН в РФ, можно также составить на основе таможенных данных.    

Как пишет газета «Маньчжоули Жибао», экспорт грузовиков и строительной техники из Маньчжурии в Забайкальск в 2022 году вырос на 220,4% и превысил 21 600 единиц. В китайском издании отмечают, что за сутки вывозится до 133 единиц и они в основном экспортируются в страны, расположенные вдоль инициативы «Один пояс, один путь», но российские дилеры уверяют: практически весь объем поставляется в российские регионы.

В соседней Амурской области импорт спецтехники из Китая через пункты Благовещенск – Хэйхэ, Поярково ‒ Сюньке пропуска вырос в ушедшем году в 2 раза: ввезено более 10 000 единиц техники: автопогрузчиков, самосвалов, бульдозеров, автокранов, бетоносмесителей, дорожных катков, тягачей и другой спецтехники.      

Импорт спецтехники из Китая в Челябинскую область удвоился. Всего в 2022 году через южноуральскую таможню было ввезено 4 552 грузовых машины из КНР: Howo (41%), Shacman (33%), Sitrak (14%) и Hongyan (10%). Точных данных о дорожно-строительной технике служба не предоставила.      

Главное таможенное управление КНР обнародовало такие данные объемов экспорта в денежном эквиваленте (млн долларов США):      

Коммерческий транспорт   

По итогам 2022 года в России было куплено 84 200 новых грузовых автомобилей, что на 15,6% меньше, чем годом ранее, сообщает агентство «Автостат» со ссылкой на данные АО «ППК». Импорт грузовиков из Китая в Россию, по данным Федеральной таможенной службы, за год увеличился в четыре раза и достиг почти 31 000 единиц.     

Несмотря на активную экспансию марок из КНР, лидером рынка остался отечественный КамАЗ, на долю которого в минувшем году пришлось 37,41%, или 31 500 машин (-11,8% к 2021 году). На втором месте китайский Shacman (Shaanxi). Доля этого бренда выросла за год почти в 4 раза (до 11,5%) и достигла 9 700 штук. Далее в рейтинге располагаются российские и китайские производители, а также белорусский МАЗ и шведский Volvo. В десятку лидеров вошел еще один производитель из КНР – Sitrak, которого в 2021 году на российском рынке не было.    

Эксперты агентства «Автостат» отмечают, что у 5 из 10 лучших брендов в 2022 году имел место рыночный рост, но если у Ural он составил 4,4%, то у «китайцев» (Shacman, FAW, Howo, JAC) превысил 100%.        

Однако уже в январе, по данным маркетингового агентства НАПИ, лидер сменился. Продажи новых грузовых автомобилей выросли на 11,7%. Лидером по итогам января стал китайский Sitrak, второе место занял Shacman, на третьем – КамАЗ, который, кстати, по итогам 2022 года сообщал о рекордных результатах продаж за всю историю работы компании.       

Модельный рейтинг выглядит так:        

Начало февраля и вовсе удивило экспертов автомобильного рынка тем, что отечественный КамАЗ впервые не попал в ТОП-3 модельного рейтинга на рынке новых грузовых автомобилей. Согласно данным «Автостата» и «ППК», за указанный период первые три строчки оказались заняты представителями китайского автопрома: новинка SITRAK C7H, Shacman (Shaanxi) SX3318 и FAW CA3310. Тренд, который игроки рынка в шутку называют «восточный экспресс» усиливается.        

Это подтверждают и лизинговые компании. Так, по итогам 2022 года продажи в лизинг новой китайской грузовой техники брендов Shacman/Shaanxi оказались выше, чем у российского бренда: КамАЗ расположился на втором месте рейтинга.

Хотя отметим, что дилеры китайских грузовых автомобилей все же говорят о некоторых сложностях. Например, о несоблюдении сроков поставок со стороны заводов КНР, очередях на МАПП, перебоях с поставками кнопок «ЭРА-ГЛОНАСС», сложностях с запчастями.     

Что касается рынка автобусов, по информации «Автостата» и «ППК», результаты 2022 года таковы: реализовано 12 898 единиц, что на 7,2% меньше, чем в 2021году. Более 40% купленных новых автобусов пришлось на отечественную марку ПАЗ: 5 456 единиц, что почти на 30% ниже предыдущего года. Далее в марочном рейтинге следуют NEFAZ (1 425 шт. и – 14,3%), Yutong (1 194 шт. и рост в 3,3 раза), Volgabus (1 146 шт. и рост в 3 раза), LIAZ (1 069 шт. и – 42,1%) и МАЗ (1 065 шт. и рост в 2,2 раза).        По данным Национального агентства промышленной информации, автобусный сегмент комтранса в январе 2023 года вырос на 39,4%. За месяц продано 1 300 автобусов против 900 единиц годом ранее. Больше всего приросли продажи китайских автобусов (+317%), в результате доля китайской техники на рынке выросла в 3 раза и достигла 15%. Наибольшим спросом пользовались автобусы Yutong, продажи которых выросли на 590,5%.    

Источник: НАПИ (Национальное агентство промышленной информации)   

Что еще нужно сказать о рынке коммерческого транспорта?     

Во-первых, интересное наблюдение сделали эксперты НАПИ. Они оценили остаточную стоимость грузовых автомобилей: примечательно, что здесь китайские модели также в лидерах. То есть техника работает вполне успешно: выдерживает нагрузки, более или менее адекватно обслуживается и попадает на вторичный рынок.     

Во-вторых, продажи коммерческого транспорта в большей степени, чем другие, цифровизуются: выход на онлайн-площадки стал одним из главных драйверов развития. При этом аналитики «Авито Авто» подтверждают все обозначенные выше тенденции по экспансии китайской техники. Из любопытного они отмечают, что на фоне дефицита машин доля объявлений с предложением техники под заказ на онлайн-площадке выросла на 7%.         

В-третьих, в то время как российские производители рассчитывают на господдержку, китайские активно работают. Ассоциация «Спецавтопром» в начале марта через министра промышленности и торговли Дениса Мантурова попросила правительство повысить ставки утилизационного сбора на самосвалы, чтобы российские производители могли конкурировать с китайскими марками по цене. А 16 февраля в Общественной палате РФ Русско-азиатский союз промышленников и предпринимателей (РАСПП), Российско-китайский комитет дружбы, мира и развития и Союз китайских предпринимателей в России презентовали учрежденную ими Ассоциацию китайских автопроизводителей. Предполагается, что эта структура будет заниматься проблемами импорта автомобилей в Россию или локализации производств, в том числе вопросами признания сертификатов ОТТС, регулирования повышения утилизационного сбора.

Что касается прогнозов, согласно базовому сценарию НАПИ, продажи новых грузовых автомобилей в 2023 году достигнут 86 740 единиц. По оптимистичному сценарию – 92 790, а по пессимистичному не превысят 79 010. КамАЗ реализует план продаж на внутреннем рынке России на 80–100%. ГАЗ, «Урал» и МАЗ не выйдут на объемы продаж, которые были до 24 февраля 2022 года. Бренды «большой семерки» не вернутся в полном смысле этого слова, будут поставляться только в небольших количествах по параллельному импорту. Соответственно, китайские марки увеличат свою долю на российском рынке.     

Специальная техника     

Рынок дорожно-строительной и спецтехники в России после рекордных результатов 2021 года подошел к 2022 с позитивными ожиданиями, но политическая ситуация внесла свои коррективы. В результате по итогам 2022 года рынок сократился на 33%, до 13 700 машин, сообщает Ассоциация европейского бизнеса (АЕБ): падение продаж было во всех сегментах, кроме колесных экскаваторов. Так, реализация экскаваторов-погрузчиков (на 65%, до 1 900), сочлененных самосвалов (на 55%, до 145 штук), погрузчиков с бортовым поворотом (на 53%, до 736 штук), гусеничных экскаваторов (-16%, 5 300) и колесных погрузчиков (-22%, 1,2 тыс.). Продажи колесных экскаваторов выросли на 9%, до 1 000 штук.        

При этом, по данным ассоциации «Росспецмаш», реализация отечественной дорожно-строительной техники на внутреннем рынке по итогам 2022 года выросла на 33% и составила 73,4 млрд руб. Продажи ускорились к концу года. В количественном эквиваленте тоже есть рост: российские заводы нарастили отгрузки экскаваторов (в 2,1 раза), фронтальных погрузчиков (на 42%), кранов-манипуляторов (на 18%), автогрейдеров (на 12%), мини-погрузчиков (на 6%) и гусеничных бульдозеров (на 6%). В «Росспецмаше» при этом указывают на падение отгрузок в ключевых сегментах. Так, продажи экскаваторов-погрузчиков, наоборот, снизились на 60%, катков – на 21%, телескопических погрузчиков – на 19%, кранов-трубоукладчиков – на 12%, автокранов – на 0,3%.       

В ассоциации говорят об «агрессивном импорте строительно-дорожной техники» в первую очередь со стороны китайских брендов SANY, XCMG, SDLG, SHANTUI, LiuGong. По оценкам экспертов, до 2020 года российская спецтехника суммарно занимала около 20% рынка ДСТ, китайские машины – 35%, а приоритет был у европейских, американских и японских марок. Сейчас ситуация меняется, в некоторых сегментах – радикально. По данным ID-Marketing, на рынке землеройных машин в сегменте погрузчиков доля машин из КНР достигла 99%. По экскаваторам эксперты отметили увеличение объемов импорта из Китая на 32%, при этом изменилась сама структура поставок: в пятерку поставщиков вошла марка Sany (+300%), увеличилось присутствие SDLG, XCMG, Sunward, Zoomlion, LiuGong.         

По данным ФТС, в 2022 году в Россию из Китая было ввезено порядка 3 000 авто спецназначения: аварийных и пожарных машин, автокранов, АБС, коммунальных и поливомоечных машин и других. Здесь имеет место рост почти в 3 раза. В ID-Marketing добавляют, что импорт китайских автокранов вырос на 142%, а суммарная доля Китая на этом рынке достигла 98,8%. По карьерным самосвалам +75%, доля – 74,4%), по фронтальным погрузчикам +34,3%, доля – 96,7%.       

Сами бренды также подтверждают высокие результаты. Например, Zoomlion Agriculture Machinery Co., Ltd опубликовал пресс-релиз: «Стратегия развития бренда в России была сформирована еще в 2020 году. Однако 2022 год требовал от нас более решительных и активных действий и дал возможность двигаться более скорыми шагами. Из-за резко возросшего спроса мы пересмотрели подход к организации всех бизнес-направлений и увеличили объемы производства». Компания поставила российским аграриям более 1 000 тракторов, дилерская сеть выросла более чем в три раза и охватила 60 регионов.      

Доля китайской спецтехники на российском рынке значительно вырастет в ближайшие несколько лет, считают в Русско-азиатском союзе промышленников и предпринимателей (РАСПП). Правда, в организации не делятся конкретными цифрами прогнозов.     

Однако есть сегменты, где лидерство сохраняют другие страны. Российская и белорусская техника остается наиболее продаваемой в категориях коммунальных машин, навесного оборудования, прицепов, сельскохозяйственных тракторов. В сегменте экскаваторов-погрузчиков лидирует Турция, которая в 2022 году нарастила импорт в полтора раза и «откусила» 40% от всего ввоза. Южная Корея активно продвигается в агропромышленном секторе (98%) и в КМУ (76%). Обе эти страны активизировали ввоз в Россию в ушедшем году: Турция – на 54,3%, Южная Корея – на 5%.      

Конкурировать с Китаем можно и нужно. Ведь и у производителей, и у дилеров машин из КНР есть свои сложности, главная из которых – сервис. Количество представителей китайских брендов растет стремительно, однако большинство из них заточено на продажи, но не на выстраивание системы полноценного обслуживания, централизованных сервисных центров. Плюс сами китайцы далеко не всегда соблюдают правила дилерского эксклюзива и работают хаотично. И, наконец, сам процесс поставки запчастей еще находится в процессе наладки, есть путаница с каталогами.        

Заключение      

Китайские производители коммерческого транспорта и специальной техники ведут активную экспансию на российские рынки, в большинстве сегментов они действуют довольно успешно. Проявляют активность и другие дружественные страны, потихоньку идет параллельный импорт. Российские предприятия также пытаются оперативно наладить выпуск новых компонентов и видов машин, опираясь в том числе на государственную поддержку. В этих условиях фоновым, но чрезвычайно важным фактором остается вектор развития российской экономики, который дает возможность реализации инфраструктурных проектов, росту строительной и добывающей отраслей, расширению логистической отрасли, обновлению парков городского транспорта.  

Росстат опубликовал экономические индикаторы за декабрь и весь 2022 год. Сначала назовем позитивные.

  1. Сохранение объемов добычи и экспорта нефти, которое внушает оптимизм даже на фоне сокращения экспорта трубопроводного газа.  
  2. Положительный вектор по развитию сельского хозяйства и строительства, в том числе дорожного.   
  3. Стабилизация рынка труда: рекордно низкая безработица, небольшой рост зарплат и реальных располагаемых доходов населения.     

Из негативных индикаторов – глубокий спад во многих сферах промышленности, в том числе в производстве автотранспортных средств. Относительную устойчивость показывает пищевая промышленность. Спад оборота розничной торговли в реальном выражении стал рекордным с 2015 года, но в Росстате считают, что население сформировало подушку сбережений и отложенный спрос может реализоваться уже в этом году.  

В целом ситуация дает хорошие перспективы для постепенного восстановления рынка спецтехники и коммерческого транспорта, а меры господдержки формируют возможность для острой конкурентной борьбы.    

Похожие записи

Оставить комментарий