В 2022 году на российском рынке карьерной техники, как и во многих других сегментах, произошла смена поставщиков. Локализованные сборочные подразделения мировых брендов, составлявших основу рынка горных экскаваторов, карьерных самосвалов, тяжелых бульдозеров и погрузчиков, сообщили о приостановке работы, а головные предприятия прекратили поставки техники и комплектующих в Россию. Их примеру последовали и поставщики второго ряда. В результате, согласно аналитике Ассоциации европейского бизнеса, импорт профильной спецтехники в ушедшем году просел на треть к 2021 году. При этом некоторые производители из Белоруссии и Китая, по данным Национального агентства промышленной информации, нарастили российский экспорт в десять раз.
Бульдозеры
Спрос на бульдозерную технику в 2022 году опережал предложение, это позволило сегменту сохранить и даже немного нарастить финансовые показатели. Недостаток машин и длительные сроки поставок заставили потребителей искать различные варианты: в результате значительно увеличилась доля китайских бульдозеров, рост показала также отечественная техника. Примечательно, что российские компании довольно уверенно чувствуют себя на рынке бульдозеров тяжелого класса.
Отвоевывая долю рынка ушедших из России компаний, отечественные предприятия модернизируют востребованные модели. Так, «ЧЕТРА» запускала обновленные бульдозеры Т-25.02, Т-35.02, Т40, а также колесные бульдозеры ТК-25. К тому же в 2023 году компания начинает реализацию широкой номенклатуры горно-шахтного оборудования: автобуровых, погрузочно-доставочных машин, анкероустановщиков, шахтных самосвалов, транспортных и зарядных машин, а также запасных частей к ним. По словам руководства Чеборсарского предприятия, в ближайшие четыре года они намерены занять до 20% рынка горно-шахтного оборудования.
Торгующие организации тем временем расширяют дилерские портфели. Например, «Русбизнесавто» подписал дистрибьюторское соглашение с производителем карьерных самосвалов LGMG, с индийским производителем ДСТ и другими фирмами из дружественных стран. По данным НАПИ, до десяти раз выросли продажи в РФ у китайского бренда SANY, который производит бульдозеры и экскаваторы. XCMG утроил экспорт в РФ. Компания Shantui начала поставлять на российский рынок экскаваторы и гидростатические бульдозеры.
Тем не менее участники рынка говорят о 2023 годе сдержанно. Большинство сходится во мнении, что спрос на спецтехнику сократится на 15–20%. При этом китайские поставщики спецтехники продолжат активно наращивать долю.
Самосвалы
По результатам 2022 года российский рынок карьерных самосвалов, как отмечают эксперты, продемонстрировал рецессию. Сказались не только геополитическая ситуация и уход крупнейших игроков, но и активное обновление парков горных самосвалов в прошлые годы.
До прошлого года костяк рынка как в денежном, так и в натуральном выражении составляли зарубежные бренды с общей долей более 80%. После начала СВО и ужесточения санкций для российских производителей тяжелой техники открылась вакантная ниша. Но даже с учетом господдержки не все предприятия оказались готовы прямо сейчас инвестировать развитие производственных мощностей и технологий, в том числе создание собственной компонентной базы. Хотя прошлым летом ПАО «КамАЗ» презентовало беспилотник «Юпитер-30» с видеокамерами, 2D- и 3D-лидарами, GSM-антеннами и GPS/ГЛОНАСС-навигацией, ультразвуковыми датчиками и радарами с защитой от пыли, грязи и вибраций. Кроме того, предприятие разрабатывает проекты по карьерно-шоссейным и сочлененным самосвалам.
Тем не менее, по оценкам аналитиков, российские заводы пока не слишком активны. Зато происходит увеличение ввоза карьерных самосвалов из Китая и Республики Беларусь. У последних, кстати, тоже в этом году была заметная новинка. Белорусский автозавод представил 130-тонный самосвал БЕЛАЗ-7513М с гибридным двигателем. Машина оснащена дизельным двигателем ЯМЗ-845 на 537 кВт и АКБ мощностью 730 кВт. Тема актуальная, как и популяризация газомоторного топлива. Но вернемся к цифрам. В итоге «БелАЗ» в 2022 году вдвое увеличил экспорт в РФ, поставив рекорд за всю постсоветскую историю в размере 804,8 миллиона долларов. К тому же предприятие намерено увеличить выпуск другой востребованной в России карьерной техники – фронтальных погрузчиков, бульдозеров, тягачей-буксировщиков.
Аналитики таже приводят данные, что китайские производители за 2022 год увеличили свою долю в поставках тяжелых самосвалов с 10 до 40%.
В целом, по оценке SmartConsult, в перспективе следующих четырех лет российский рынок карьерных самосвалов будет постепенно развиваться, хотя и медленными темпами.
Экскаваторы
В сегменте горных экскаваторов доля отечественной техники в последнее десятилетие не превышала 25%, в начале 2022 года этот показатель составлял всего чуть более 14%. Это продукция корпорации «Объединенные машиностроительные заводы» и «ОМГ СДМ». Предприятия продолжают совершенствовать технику и осваивать новые машины, однако процесс идет довольно медленно, в то время как китайские производители ведут себя очень активно. Так, объемы импорта экскаваторов SANY только в первом квартале выросли на 263%.
Если в первом квартале в импорте экскаваторов на первом месте еще держался Komatsu, то по итогам года его вытеснили китайские марки. По данным ID-Marketing, по результатам девяти месяцев 2022 года ввезено 858 экскаваторов Sany (рост в 5,6 раза), 470 машин SDLG (рост в 2,4 раза), 444 экскаватора XCMG (трехкратный рост), 339 единиц техники Zoomlion (девятикратный рост), 259 машин LiuGong (прирост в 6,3 раза). Хорошие показатели у корейских брендов. Hyundai показал рекордный результат: по итогам января – сентября 2022 года было реализовано 1 074 экскаватора, что на 39% больше, чем в аналогичном периоде прошлого года. Doosan тоже в плюсе: продано 826 единиц (+41%).
Однако отметим также, что, по подсчетам ID-Marketing, за три квартала 2022 года из Японии, несмотря на введенный в апреле запрет, было ввезено в РФ более 60 горных гидравлических экскаваторов массой более 100 тонн. Значительную долю в таких поставках обеспечивает параллельный импорт.
Что касается прогноза по этому сегменту рынка карьерной техники, MegaResearch, например, прогнозирует снижение рынка и дальнейшую стагнацию. Однако большинство экспертов смотрит на ситуацию сдержанно-оптимистично.
Прогноз и потребности рынка
Несмотря на заградительные санкции и технологическую изоляцию, Россия остается одним из крупнейших рынков горной техники.
В глобальном плане это направление имеет хорошие перспективы для развития в ближайшие годы. В 2021 году мировой рынок горнодобывающей техники оценивался в 133 миллиарда долларов. Ожидалось, что он будет расти со среднегодовым темпом роста 4,1% и достигнет 185 млрд долларов к 2030 году. Но по итогам 2022 года сегмент развивался опережающими темпами. Сейчас прогноз скорректирован: предполагается, что мировой рынок горнодобывающей техники будет расти в среднем на 5,12% в течение следующих трех лет, а Азиатско-Тихоокеанский регион продемонстрирует более высокие темпы.
Одним из основных трендов является увеличение использования телематики в горнодобывающей промышленности. Ожидается, что продажи новой горнодобывающей техники, синхронизированной с телематическими решениями, будут стимулировать рынок горной техники как минимум до 2026 года. В числе других драйверов экономисты называют распространение использования автоматических машин для подземных горных работ, расширение сети автомобильных и железнодорожных дорог, увеличение государственной поддержки и инвестиций в различные цифровые инновации, улучшения в экстракционном оборудовании и технологиях.
Если говорить конкретно о российском рынке, здесь сказываются и другие факторы.
Прежде всего это ресурсность рынка добычи полезных ископаемых. Российские месторождения в совокупности содержат около трети мировых запасов газа, 12% запасов угля, запасы железной руды составляют около 28%. На территории страны сосредоточена значительная часть запасов цветных и редких металлов из числа тех, которые были разведаны. Россия занимает первое место в мире по количеству разведанных запасов алмазов и серебра и второе по золоту и платине. На сегодняшний день в России открыто и разведано около 20 000 месторождений полезных ископаемых, из которых примерно 37% объектов используется в промышленном освоении. Перспективы роста очевидны.
Важно также, что Минприроды составило новый проект стратегии развития минерально-сырьевой базы до 2035 года, включающий долгосрочное планирование до 2050 года. Документ, в числе прочего, устанавливает задачу повышения геологоразведки и добычи дефицитного сырья: марганца, урана, хрома, титана и вольфрама. В совокупности с сокращением сроков получения лицензии на месторождение это даст толчок росту рынка современного оборудования. Дело в том, что запасы этих металлов представлены рудой с низким содержанием, и только использование более актуальных технологий может сделать добычу стратегически важных металлов рентабельной.
По добыче углеводородов и минералов, которые традиционно извлекаются в РФ в больших объемах, также ожидается планомерный прирост объемов и постепенное обновление парка техники.
Эти факторы позволяют прогнозировать хорошие продажи карьерной техники в 2023 году и его качественное развитие. Так, в числе приоритетных направлений развития российского рынка майнинга следует назвать увеличение производительности, снижение затрат и повышение безопасности. По всем направлениям сейчас идет активная работа по импортозамещению. Например, активны разработчики ГГИС, ПО и других продуктов для геологоразведки, добычи и переработки сырья. Выше мы приводили примеры инновационных проектов отечественного машиностроения. Однако они касаются в основном базовых машин. В более узких товарных группах быстро разработать аналоги импорту в необходимых объемах не получится: в секторе подземных буровых машин, малогабаритных самосвалов, техники для открытых карьерных работ, дробильного оборудования, погрузочно-доставочных машин и других.
Говоря об адаптации к новым реалиям, игроки отрасли рассчитывают в том числе и на поддержку государства. Предложения поступают в профильные комитеты и содержат в основном идеи по нескольким направлениям.
Во-первых, в плане поддержка машиностроения и повышения конкурентоспособности российской техники. Эксперты отмечают, что стоимость оборудования, производимого в РФ, на 20–60% выше изготавливаемого в Китае. Здесь могли бы помочь субсидии для производственных кредитов. Некоторые специалисты обращают внимание на то, что необходимо выбрать направления, перспективные для развития, и прицельно вкладывать деньги в них, поскольку поддержать все секторы машиностроения нереально.
Во-вторых, в отсутствие возможности очень быстро нарастить объемы производства игроки рынка просят правительство увеличить пропускную способность погранпереходов между нашей страной и Китаем. По мнению эксплуатантов техники, добывающим предприятиям сегодня гораздо важнее сохранить непрерывность производства, чем пытаться противостоять китайской экспансии по всем сегментам техники.
В-третьих, участники рынка просят поддержать сервисное направление. Например, предлагаются меры по привлечению специалистов из дружественных стран для консультаций по обслуживанию оборудования или по закупкам оригинальных запчастей на уровне правительств.
Безусловно, современная ситуация на рынке горной спецтехники ставит перед всеми участниками процесса сложные задачи, однако фундаментальные факторы задают положительные тренды и дают уверенность в том, что проблемы будут преодолены.