Российский рынок самосвалов-2022–2023                       

  В 2022 году на российском рынке карьерной техники, как и во многих других сегментах, произошла смена поставщиков: импорт европейских, американских и японских брендов в ушедшем году просел на треть к 2021 году, а некоторые производители из Белоруссии и Китая, по данным Национального агентства промышленной информации, нарастили российский экспорт в десять раз. Выясним, насколько эти тренды реализовались на рынке карьерных самосвалов.                     

В настоящее время в карьерах применяют три типа самосвалов: для передвижения по дорогам общего пользования используют строительные машины с грузоподъемностью до 30 тонн, технику с шарнирно-сочлененной рамой грузоподъемностью до 60 тонн и карьерные тяжеловозы до 345 тонн и выше. Каждый из этих сегментов имеет свою специфику, поэтому рассмотрим их по отдельности.                 

Строительные самосвалы            

Наибольшую долю рынка самосвалов в натуральном выражении традиционно занимают машины с грузоподъемностью до 30 тонн. Летом 2022 года на них приходилась почти половина продаж новых грузовых авто. По информации аналитического агентства «Автостат», в первом квартале текущего года доля самосвалов на российском рынке грузовой техники не превышала 23% общего объема. Во втором она начала резко увеличиваться, и в апреле составляла уже треть, в мае – 36%, в июне – 43%, а в июле – уже 48%. Специфика этого сегмента заключается в присутствии большой доли российских и китайских производителей. Поговорим подробнее об их перспективах в 2023 году.         

        

Данный тип техники в России производят ЗАО «Бецема», «Урал», «НефАЗ», «КЗКТ» и другие. В отечественное самосвалостроение в последние годы были направлены значительные инвестиции и государственные меры поддержки. Так, ПАО «КАМАЗ» сейчас вкладывается в несколько проектов по расширению линейки карьерно-шоссейных самосвалов, разрабатывает грузовые электромобили с сочлененной рамой и машины с автономным управлением. Прошлым летом ПАО «КамАЗ» презентовало беспилотник «Юпитер-30» с видеокамерами, 2D- и 3D-лидарами, GSM-антеннами и GPS/ГЛОНАСС-навигацией, ультразвуковыми датчиками и радарами с защитой от пыли, грязи и вибраций. Другой пример – ООО «Тонар». При поддержке Минпромторга РФ предприятие реализует проект внедорожного шарнирно-сочлененного самосвала грузоподъемностью более 35 тонн.                    

Однако есть и сдерживающие факторы. Одним из ключевых ограничений отечественного производства карьерных самосвалов в текущем году остается сложный поиск компонентов. Покупка или налаживание собственного производства – это время. Продажи тоже не ожидает всплеск. Эксперты говорят о значительном обновлении парка в 2021 году на фоне экономического подъема и отмены локлауна из-за коронавируса и о невысоком спросе сейчас. Тем не менее, по данным компании «Автостат», в январе – апреле текущего года самосвалы с колесной формулой 8х4 и 6х4 были востребованы на рынке грузовой техники, которая в целом показала рост более чем на 20%.                              

В прошлом году российские машиностроители потеряли пальму первенства, уступив китайским заводам. В 2023-м тенденция продолжается. По информации «Автостата», за четыре месяца было реализовано 14 500 новых машин данного типа. На китайские марки приходилось почти 80% рынка самосвалов, российские бренды занимают лишь 18%. В пятерку самых популярных марок самосвалов входят Shacman / Shaanxi (27,4% от общего объема реализации), FAW (21,6%), КАМАЗ (15,7%), Howo (14,7%) и SITRAK (10,1%).

Спрос на самосвалы наблюдают и на «Авито Авто». Чаще всего на сервисе в первом квартале запрашивали контакты продавцов по модели Shacman (Shaanxi) X3000 – 12% от общего спроса на новые грузовики. Модели отечественного КамАЗа занимают вторую и третью строчки. Они же входят в топ продаж по данным «Автостата».                              

Шарнирно-сочлененные самосвалы                   

Самосвалы с шарнирно-сочлененной рамой, или ADT, применяются на площадках, где нужна повышенная проходимость и маневренность: в горной отрасли на открытых разработках, на обводненных карьерах, при отсыпке грунта во время вскрышных работ, в нефтяной отрасли при обустройстве месторождений и строительстве трубопроводов.

Сочлененные самосвалы эффективны в условиях низкой проходимости, могут преодолевать крутые подъемы, имеют малый радиус разворота и высокую маневренность. До недавнего времени на российском рынке этот вид спецтехники представляли БелАЗ, МоАЗ, Bell, Volvo, Caterpillar, Komatsu, Case, JCB, Liebherr и другие. Сейчас остались только первые четыре плюс есть небольшие продажи техники шведского бренда и китайских марок XCMG, SANY, Tonly.                           

Что касается российских производителей, завод «Тонар» ведет ходовые испытания своего шарнирно-сочлененного самосвала-7507 грузоподъемностью в базовой версии 35 тонн. Машина была представлена весной 2021 года, но известно о ней не слишком много. Есть информация, что она комплектуется двигателем Yuchai и коробкой передач Fast Gear, но многие узлы и детали производятся в России: обе рамы, механизм сочленения, передняя платформа и кабина, шестерни, оси, тормозные диски, пластик. Однако в рынок машина не выходит, и, по мнению экспертов, этот проект имеет мало шансов стать действительно востребованным на рынке и прибыльным для предприятия.                 

 

Другой громкий проект – автономный «КАМАЗ-6561 Геркулес» грузоподъемностью 40 тонн. Он тоже был впервые показан в 2021 году на выставке Comtrans в Москве. Он предназначен для использования при разработке карьерных месторождений и шахт, для добычи полезных ископаемых по безлюдной технологии или в режиме дистанционного управления. Для этого на борту работает система ADAS 5 уровня. Кроме того, машина гибридная – ДВС приводит в действие электрический генератор, который дает энергию для тягового электродвигателя и заряжает аккумуляторную батарею. Два года назад говорили о передаче нескольких образцов предприятия на эксплуатационные испытания и о разработке новых модификаций на базе этого самосвала, но санкции 2022 года сильно скорректировали ситуацию. Сейчас нет достоверных данных об этом проекте, однако дилеры Камского автозавода рассказывают, что на предприятии есть сложности и с выпуском гораздо более простых моделей.                                 

Представители строительных, добывающих и нефтегазовых организаций отмечают острый дефицит данного типа техники.                                    

Этот сегмент рынка карьерных самосвалов сам по себе не слишком объемный, самосвалы имеют длительный срок эксплуатации и ремонтопригодны. Сегодня на рынке присутствует буквально пять-шесть брендов. Это в теории. На практике же приобрести машину действительно сложно. У рынка есть потенциал для роста, который могут использовать китайские бренды.                    

Самосвалы-тяжеловозы                           

По данным аналитиков DISCOVERY Research Group, рынок тяжелых карьерных самосвалов в России в 2021 году составлял 1 416 единиц, а по итогам 2022 года его объем снизился на 18%. В структуре госзакупок преобладают предприятия из Сибирского и Дальневосточного федеральных округов, а если говорить об отраслях экономики, то лидером является угольнодобывающая промышленность. Сейчас происходит увеличение ввоза карьерных самосвалов из Китая и Республики Беларусь, которые замещают европейские, американские и японские бренды, практически полностью ушедшие из России.                               

Так, белорусский производитель большегрузных самосвалов БелАЗ в 2022 году экспортировал в Россию 866 карьерных самосвалов разного класса грузоподъемности более чем на 800 миллионов долларов, что является одним из самых успешных в истории по объемам отгрузки техники на российский рынок в денежном выражении. Лидерами за 2022 год стали самосвалы грузоподъемностью 90, 110–130 и 220–240 тонн. Руководство предприятия полагает, что в 2023 году удастся превзойти результаты 2022 года. Согласно сведениям марта этого года, доля БелАЗа на российском рынке самосвалов-большегрузов превысила 80%.                                    

Кстати, продолжая тему глобальных тенденций рынка, отметим, что «БЕЛАЗ-75588» сейчас проводит испытания газотурбинного карьерного самосвала грузоподъемностью 90 тонн с 1200-сильным ДВС компании «Калужский двигатель». Примечательно, что заместитель генерального директора по маркетинговой и экспортной политике БелАЗа Василий Шостак в пресс-релизе предприятия отметил, что в настоящее время «все белорусские самосвалы, которые поставляются на российский рынок, так или иначе являются совместным продуктом, ведь при их производстве используется достаточно много комплектующих из России». Независимым от поставок импортных компонентов является и 220-тонник «БЕЛАЗ-75304», оснащенный силовым агрегатом из Коломны. Обе машины в текущем году должны пройти эксплуатационные испытания. Кроме того, белорусское предприятие работает над гибридным самосвалом в категории грузоподъемностью 130 тонн.                            

Аналитики таже приводят данные, что китайские производители за 2022 год увеличили свою долю в поставках тяжелых самосвалов с 10 до 40%. Это все те же бренды, о которых мы говорили выше: SANY, XCMG, Liugong, LGMG плюс Sinoway и Shougang.     

Например, Liugong активно продвигает трехосный самосвал с усиленным кузовом DW90A грузоподьемностью 59 тонн, а LGMG – полноприводный 40-тонник CMT60A в специальной комплектации для России. Для нашего рынка самосвалы комплектуют утепленной кабиной с электрообогревом стекол и зеркал и автономным отопителем, а также предпусковым подогревателем.                                       

А компания SANY в начале года сообщала о старте работы гибридного самосвала на «Разрезе Кийзасском». Машина грузоподъемностью 150 тонн работает одновременно от двух дизельных двигателей мощностью 565 л. с. и аккумуляторных батарей 6мкостью 380 кВт/ч. Во время торможения электродвигатель работает как генератор, восполняя энергию в аккумуляторных батареях.                               

Тем не менее китайские производители пока еще не занимают значительной ниши на рынке карьерной техники, но стремятся этос делать. Однако, по мнению экспертов, им будет очень трудно потеснить привычные российским эксплуатантам белорусские машины.                            

Особняком стоят подземные самосвалы, это очень специфический и даже камерный рынок. Примечательно, что большое внимание этому виду техники было уделено на выставке «Майнинг» в этом году: активность проявили китайские производители. Так, Fambition Heavy Machinery привезла в Москву модель FT30 грузоподъемностью 30 т, компания DalMachinery – официальный дилер горно-шахтной техники китайских брендов DALI и Kaishan – показала комбинацию подземного погрузчика и подземного самосвала с грузоподъемностью 14 т и способную – погрузочно-доставочную машину DALI WJ-6.                                     

Прогнозы на 2023 год и далее                     

Что касается глобальных прогнозов, ожидается, что мировой рынок карьерных самосвалов будет демонстрировать среднегодовой темп роста более 6% в течение прогнозируемого периода до 2025 года. Спрос будет расти на фоне увеличения добычи полезных ископаемых для развития различных отраслей промышленности и инфраструктурных проектов.                               

Если говорить о драйверах рынка, актуальны будут машины с низким уровнем выбросов. Сейчас многие игроки отрасли, не представленные в настоящее время в России, запускают электрические версии карьерных самосвалов. Скажем о них пару слов, поскольку мировые лидеры задают ориентиры и для доступной в РФ китайкой техники. Anglo American, ENGIE и Williams Advanced Engineering совместно работают над созданием крупнейшего в мире гибрида с электротягой и водородным двигателем – карьерного самосвала FCEV. Caterpillar выпустил систему помощи тележке для карьерных самосвалов с электроприводом, которая повышает производительность, а также увеличивает скорость движения по уклону. Электрические модели Komatsu 830E-5 активно увеличивают продажи. Именно эти разработки и инициативы будут двигать рынок вперед.              

Что касается российского рынка, по оценке SmartConsult, в перспективе до 2025 года все сегменты карьерных самосвалов будут постепенно развиваться незначительными темпами. Согласно консервативному прогнозу, объем потребления данной техники к 2025 году составит порядка 88 миллиардов рублей.                           

Эксперты отмечают еще одну особенность нашего рынка, которая проявилась в 2022 году и, вероятно, продолжится, – рост спроса на восстановление запчастей (на 23,7%) и спецтехники (на 145%). По данным компании «ТендерПро», на 121% чаще, чем год назад, эксплуатирующие предприятия искали подрядчиков для ремонта карьерных самосвалов, спрос на восстановление колодок увеличился на 63,7%, гидроцилиндров – на 25,6%, редукторов – на 29%, стартеров – на 15,5% и ступиц – на 20,6% по сравнению с 2021 годом. Этот драйвер негативно сказывается на восстановлении и дальнейшем развитии рынка карьерных самосвалов. Однако аналитики уверены, это временный тренд.             

Похожие записи

Оставить комментарий