Рынок бульдозеров: борьба за доли                           

    В 2023 год производители и поставщики бульдозерной техники вступили со сдержанным оптимизмов. Этот сегмент техники перестал испытывать турбулентность со скачками цен, срывами поставок и острой нехваткой компонентов. Говорить о росте пока, разумеется, преждевременно, но велика вероятность, что и российские предприятия, и китайские бренды увеличат продажи. Борьба будет развиваться внутри рынка.                            

Российское производство                                   

На протяжении 2017–2021 годов среднегодовой прирост производства бульдозеров, по данным РБК, составлял 9,8%. В марте – апреле 2022 предприятия пережили потрясение, но за ним последовало довольно успешное приспособление к новым условиям. В результате отечественное производство бульдозеров, по данным аналитиков и ассоциации «Росспецмаш», в 2022 году сумело преодолеть основную часть постпандемийных и внешнеполитических вызовов и стабилизировалось: было произведено 1 073,0 бульдозеров и бульдозеров с поворотным отвалом. Согласно данным маркетингового агентства РОИФ «Эксперт», в 2022 году объемы производства продемонстрировали снижение на 1%.                    

Эксперты SBS Consulting соглашаются: в четвертом квартале производство уже адаптировалось. В группах специальных машин, которые раньше приобретали продукцию преимущественно у брендов из «недружественных» стран, обратили внимание на российскую технику. В сегменте бульдозеров это очень заметно. Сейчас проблем со сбытом нет, а многие корпоративные клиенты, которые традиционно закупали технику западных игроков, переключаются на отечественные машины. Например, «ЧЕТРА» увеличила продажи промышленной гусеничной техники на 28%. При этом Китай в данном сегменте не слишком активен: здесь работают несколько марок, которые и ранее присутствовали на рынке, но массированной экспансии, как в других группах, нет.        

Однако негативный вектор задал рост цен. За последние три года средние цены производителей на бульдозеры и бульдозеры с поворотным отвалом выросли на 83,8%, при этом в 2022 году рост составил 72,2%. По данным РБК, в марте 2023 года средние цены производителей на бульдозеры и бульдозеры с поворотным отвалом составили 20 617 215,7 рубля.                      

В «Росспецмаше», в свою очередь, подсчитали, что продажи отечественной дорожно-строительной техники на внутреннем рынке по итогам 2022 года выросли на 33%, до 73,4 миллиарда рублей. По гусеничным бульдозерам рост составил 6%.         

В Ассоциации европейского бизнеса приводят другие цифры – падение на 33% в целом по рынку ДСТ. Колесные бульдозеры потеряли 10% за год, а гусеничные – более 20%. То есть продажи получились приблизительно на уровне 2018 года.      

     

Производство бульдозеров в 2023 году         

Сейчас стала появляться статистика за первый квартал 2023 года. По информации ассоциации «Росспецмаш», за первые три месяца отечественные машиностроители нарастили продажи ДСТ на 24%, до 17,7 миллиарда рублей. При этом выпуск увеличился на 30%, до 19,9 миллиарда рублей. Но отгрузки гусеничных бульдозеров на внутренний рынок в январе – марте в количественном выражении сократились на 19%. Это закономерно с учетов роста стоимости техники.                    

Что касается ожиданий предприятий-производителей, они не рассчитывают на глобальные изменения рынка, но активно работают над расширением номенклатуры машин, чтобы предложить замену моделям ушедших брендов, и продолжают совершенствовать компонентную базу. Спросу на технику способствует реализация инфраструктурных проектов и тот факт, что «крупные компании все чаще отдают предпочтение спецтехнике из России», отмечают в «Росспецмаше».               

Важно также отметить, что есть сложности с разработкой новых моделей техники и НИОКР. Проблема не новая: на абсолютном большинстве предприятий, изготавливающих бульдозеры, нет технологий создания инновационной техники, есть дефицит кадров. Но сейчас ситуация обострилась замещением комплектующих европейского производства на китайские или наскоро освоенные российские, что удлиняет сроки поставок.                

Тем не менее российские компании старались осваивать выпуск новой техники. В 2022 году в линейке «ЧЕТРА» появились модернизированные тяжелые бульдозеры Т-25.02, Т-35.02, Т-40, а также колесные бульдозеры ТК-25. Плюс шел процесс актуализации конструкторской документации на супертяжелый Т-50, а опытный образец Т-30 успешно прошел испытание на одном из предприятий Кузбасса. Завод «ДСТ-Урал» в прошлом и начале этого года разработал и испытал собственную систему спутникового 3D-нивелирования, выпустил кабину третьего поколения и представил бульдозер на базе трактора с электромеханической трансмиссией.        

Однако испытание новой техники в РФ занимает очень много времени и сталкивается с законодательными сложностями. Невозможность использования опытных образцов техники в рамках положений закона о госзакупках замедляет их внедрение и темпы импортозамещения, тем самым открывая путь для импорта китайских машин. Сегодня российские предприятия выпускают 24 модели бульдозеров и гусеничных тягачей, этого мало для рынка и решения полного комплекса задач, которые выполняет этот вид техники.       

             

Доли игроков на рынке               

10 лет назад отечественные бульдозеры занимали около 60% внутреннего рынка. После кризиса 2008 года доля российских производителей снижалась. Уже в 2021 году отечественные машины занимали порядка 35%, доля бульдозеров из Китая на российском рынке составляла до 25%, американские и японские бренды поставляли около 30% техники, европейские – 10%. Если говорить исключительно об импорте, то, по данным ID-Marketing, 68% тяжелых бульдозеров приходилось на Komatsu, 18% составляла доля Caterpillar, 12% – Liebherr. Сегодня за долю брендов из «недружественных» стран борются предприятия из РФ и КНР.                   

Из китайских брендов в сегменте бульдозерной техники наибольшую часть рынка занимает предприятие Shantui Construction Machinery Co., Ltd, которое выпускает машины по лицензии японского Komatsu. Менее востребованы бульдозеры Zoomlion, XCMG, PengPu, Shehwa, SANY. По данным аналитической компании ID-Marketing, в последнем квартале 2022 года в структуре импорта доля Поднебесной на российском рынке тяжелых бульдозеров составила более 95%. Кроме них машины завозились только из Австрии. В сегменте средних гусеничных бульдозеров доля китайкой техники составляет 91,7%.        

В 2023 году, несмотря на повышение утилизационного сбора, тенденция сохранилась, плюс произошла стабилизация цен. При этом в целом по рынку китайские бульдозеры увеличили свое присутствие на 10–12%, но есть перспективы для роста.               

Этому способствует, во-первых, приоритетный проход таможни для техники. Так, только один пропускной пункт «Забайкальск» на российско-китайской границе с января по март 2023 года оформил ввоз более 11 тысяч единиц строительной и дорожной техники. В Федеральной таможенной службе сообщили, что это в пять раз больше, чем годом раньше. Во-вторых, по мнению участников рынка, китайские предприятия могут поставить технику в необходимом количестве оперативнее, чем отечественные заводы. И конечно, сказывается тот факт, что китайские бульдозеры дешевле аналогичных, произведенных в РФ.                               

Тем не менее пока российские предприятия – чебоксарский «Промтрактор» и челябинские «ЧТЗ-Уралтрак» и «ДСТ-Урал» – отыграли примерно такую же долю, как и китайцы. К текущему моменту первые два завода заметно нарастили выпуск и продажу бульдозеров различных классов.          

Однако часть рынка пока остается незакрытой, и за эти доли предстоит борьба. В ней, кстати, намерен принять участие и белорусский БелАЗ: в самой ближайшей перспективе здесь планируют увеличить выпуск востребованных в России тяжелых бульдозеров.                          

В конкуренции с Китаем отечественные предприятия делают ставку на более оперативные поставки, хотя это далеко не всегда удается выполнять, а также на длительный срок службы: по мнению участников рынка, китайские машины в среднем работают бесперебойно порядка трех лет, а бульдозеры российских заводов – более шести. При этом машины из КНР тоже имеют преимущества: меньшее потребление топлива, легкость, высокая производительность. Дилеры техники предполагают, что российские бульдозеры будут приобретаться преимущественно для масштабных проектов, а китайские – для небольших и краткосрочных задач.                

Ассоциация «Росспецмаш» подтверждает, что на российские машины есть высокий спрос со стороны крупных игроков рынка в связи с необходимостью реализации инфраструктурных проектов, однако в настоящее время остаются сложности с реализацией техники небольшим организациям, что может привести к стагнации продаж в будущем.                      

Значение сервиса           

В предпандемийные годы стало востребовано полное послепродажное сопровождение строительных машин. В большинстве сегментов спецтехники ситуация сейчас изменилась, но представители предприятий, производящих бульдозеры, отмечают, что крупные клиенты по-прежнему часто приобретают технику с фулл-сервисом: полным гарантийным и постгарантийным обслуживанием, постоянным присутствием сервисных специалистов и созданием склада запчастей на местах эксплуатации.              

Эксплуатирующие компании объясняют это высокой стоимостью простоя техники и сжатыми сроками, в которых выполняются как крупные федеральные проекты с госфинансированием, так и частные задачи, например, в добывающей и строительной отраслях. Важно, что ведущие российские производители способны предложить такой уровень сервиса и удовлетворить спрос. Кроме того, такая ситуация дает возможность работать и зарабатывать на сервисе и серьезным компаниям среднего масштаба.         

Важно отметить также, что отечественные предприятия сейчас активно работают над расширением номенклатуры запчастей и борются с фальсификатом и «сервыми» компонентами: предприятия обновляют и совершенствуют системы проверки подлинности и другие меры.

Поддержка сверху                

Проблемы производства, реализации и обслуживания отечественной дорожной техники стали ключевой темой конференции «Дорожное строительство в России. Дорожно-строительная техника и оборудование: импортозамещение, перспективы развития», которая состоялась в Москве в начале 2023 года.                

Вывод один: и предприятиям, и потребителям техники необходима поддержка государства, чтобы справиться с демпингом китайских брендов. Доля истины в этом есть. Вячеслав Пронин, замдиректора ассоциации «Росспецмаш», сказал, что в России сложилась парадоксальная ситуация: импортные машины продаются дешевле металла, из которого они произведены. По его словам, в Китае экспортная поддержка производителей достигает 40% стоимости техники.                    

В России на заводы ложится гораздо более высокая налоговая нагрузка, стоимость электричества в РФ в четыре раза выше, чем в Китае.  «Внутренний спрос в России в сто раз меньше, чем в Китае. По этой причине отечественные заводы не смогут самостоятельно выйти на сравнимые с китайскими объемы производства техники. Поэтому мы выступаем за “выравнивание условий конкуренции” с восточным соседом», – заявил Пронин.       

Мер по повышению утильсбора и продления льготного лизинга здесь недостаточно. Во-первых, лизинговые компании также работают и с дилерами китайских бульдозеров и разрабатывают собственные выгодные программы для покупателей.            

Во-вторых, оценить эффект от повышения утилизационного сбора, которое произошло 1 января этого года, можно будет в лучшем случае в середине текущего года. Многие игроки рынка считают, что он не сможет уравнять стоимость отечественной и иностранной продукции и создать одинаковые условия для производителей на рынке. К тому же сама по себе эта мера многими оценивается негативно. Напомним, летом 2021 года Счетная палата проанализировала функции утилизационного сбора и пришла к выводу, что он исполняет не те задачи, которые задумывались при его введении. Сейчас экологическая безопасность отходит на все более далекий план, а сбор выполняет фискальную и заградительную функции.                            

Сами чиновники считают, что помогать росту производства и продаж российской дорожно-строительной техники должны два основных фактора: расширение реализации федеральных программ по строительству дорог и целевая поддержка производителей. С первым пунктом все отлично: спрос на бульдозеры всех классов стабильно высок. По второму продолжаются дискуссии.             

В целом рынок бульдозеров сейчас демонстрирует сдержанную динамику, продолжается перераспределение долей между игроками, отлаживание производства с учетом изменившихся реалий. Многие участники рынка говорят, что в ближайшие годы их ожидает много работы.                

Похожие записи

Оставить комментарий