- Достаточно ли запчастей для грузовых машин по параллельному импорту поступает в РФ?
В первую очередь необходимо понимать, что отличительная особенность параллельного импорта заключается в том, что правообладатель товарного знака не дает разрешения на ввоз товара в страну. Таким образом, при параллельном импорте производитель (правообладатель) не контролирует перемещение товара и, как следствие, не осуществляет надзор за качеством и оригинальностью импортируемых товаров.
Рынок запасных частей имеет также свою особенность — большая часть оригинальных изделий достаточно легко подделывается (например, фильтры, тормозные колодки и накладки, шланги и др.), и конечный потребитель редко может выявить подделку. Основными критериями при определении того, поддельный товар или нет, являются упаковка, маркировка и общий внешний вид детали. Таким образом, при производстве подделок основной упор делается на качество внешнего вида изделия, а не на его функциональные свойства.
По нашей оценке, концепция параллельного импорта привела к тому, что зачастую под видом оригинальных («фирменных») запасных частей на рынок поступает большое количество изделий сомнительного качества неизвестного происхождения с маркировками именитых брендов. Как отмечалось ранее, бренд как правообладатель торговой марки должен бороться с подделками своих товаров на рынке, чтобы защитить свой имидж перед потребителем, однако при «параллельном импорте» данная функция производителя фактически отсутствует. Таким образом, часть рынка наполнена поддельными изделиями ввиду отсутствия как первичного контроля со стороны производителя, так и компетенции потребителя для установления «оригинальности» при покупке товара.
Отвечая на вопрос: «Достаточно ли запчастей для грузовых машин по параллельному импорту поступает в РФ?», можно сказать, что после ухода иностранных брендов из России товары с их логотипами все еще представлены на рынке. Однако качество и происхождение этих изделий остается под большим вопросом. При этом отзывы наших коллег из федеральной сервисной сети «Глобал Трак Сервис» говорят о том, что на рынке имеется дефицит оригинальных качественных запасных частей, который мы в лице производителя грузовых запасных частей под брендом GTS пытаемся восполнить.
Система «параллельного импорта» предполагалась для восполнения дефицита на рынке. Но, как отмечалось выше, товарный голод все еще имеет место быть. Механизм работает не так, как предполагалось. Согласно результатам нашей аналитики, большая часть товаров по параллельному импорту поступает в Россию из стран СНГ, Турции и ОАЭ. Однако попадают они в эту цепочку не от Европейских производителей, а из непроверенных источников. К тому же наблюдается тенденция к ухудшению качества импортируемых товаров. Отсюда можно сделать вывод о том, что на рынок попадают поддельные или бракованные изделия.
3.Какой в основном ассортимент продукции привозят по параллельному импорту?
Несмотря на возросший объем ввозимых товаров, обратная связь нашей сети грузовых сервисных центров показывает, что все же имеется дефицит в некоторых группах товаров, таких как топливная система, электроника, пневматические системы и прочие сложные категории товаров. Отсюда мы можем выдвинуть гипотезу о том, что на рынке присутствуют простые легко подделываемые группы товаров, а запасные части, сложные в производстве, российский рынок обходят стороной.
4. Препятствует ли параллельный импорт продвижению российских брендов?
Да, из-за негативных факторов, описанных ранее, можно сказать, что «параллельный импорт» препятствует продвижению российских брендов, так как обманутый потребитель под видом оригинала приобретает поддельные товары низкого качества, но с маркировкой известного бренда, в то время, когда на рынке представлены российские производители, которые несут как материальную, так и имиджевую ответственность за свой товар.
Таким образом, это приводит к тому, что из-за некачественных запасных частей, автопарк выходит из строя быстрее, чем это должно происходить при должном обслуживании. В конечном счете это приводит к росту себестоимости всех товаров на рынке, а возникающие издержки ложатся на рядового потребителя.
5. Есть ли контроль за тем, что привозят и качеством продукции и почему это важно?
Как уже отмечалось, в первую очередь в контроле за оборотом подделок заинтересован сам правообладатель, так как некачественный поддельный товар портит имидж бренда. В таком случае потребитель может воздержаться от покупки только по причине того, что не будет уверен в оригинальности приобретаемого товара. Однако с уходом представительств брендов из России данная функция не выполняется.
Также без юридических лиц правообладателя, зарегистрированных на территории России, потребитель фактически лишился прямой гарантии от производителя. Аналогично, некому следить за качеством запасных частей — дистрибьютору некому возвращать бракованный товар. В сфере запасных частей качество товара — решающий фактор. При этом не всегда возможно выявить некачественную деталь, не установив ее.
Также, когда у бренда отсутствует представительство на территории нашей страны, он не может получать обратную связь от потребителя. Так как эксплуатация техники в России обуславливается особыми климатическими условиями и нагрузками, производителю необходимо учитывать это при технической (инженерной) разработке запасных частей. Без отзывов пользователей как по гарантийным случаям, так и по недостаткам в условиях реального использования товара производитель не сможет вносить конструктивные изменения в деталь и улучшать свой товар так, чтобы он отвечал всем требованиям потребителя.
Мы, как российский производитель грузовых запасных частей под брендом GTS, предлагаем потребителю полную гарантийную поддержку (в том числе бесплатный обмен или компенсацию стоимости изделия) и застрахованную ответственность правообладателя на 100 млн. руб. Помимо этого, мы регулярно проводим ресурсные испытания с транспортными компаниями, а наш инженерно-технический отдел учитывает их результаты и обратную связь от покупателей при доработке товаров.
Благодаря такому подходу по результатам испытаний тормозных колодок GTS в ГУП НАМИ наши запасные части показали следующие преимущества:
- самая высокая стабильность тормозного момента в рабочем диапазоне температур;
- самая высокая прочность фрикционного материала на сдвиг;
- сбалансированное соотношение износостойкости тормозной колодки и износа тормозного диска;
- высокая устойчивость к перегреву, в том числе на этапе притирки.
- 6. Будет ли меняться сложившийся порядок импорта, какие процессы будут влиять на него?
Оценить это сложно, однако наша компания как производитель надеется на то, что рынок за последний год почувствовал негативный эффект от контрафактного товара, и взор потребителя перестроится в сторону не таких известных брендов. Надеемся на ужесточение контроля за подделками как со стороны государства, так и дистрибьюторов, которые не будут работать с контрафактным товаром.