Дайте десять! Обзор двухсекционного вездехода «Архант-10».

  Осенью 2025 года, вездеходостроительная отрасль России отметит неофициальный юбилей – 10 лет, с момента первого показа «Шерп» на выставке Moscow Off-Road Show 2015. Важность события не столько в том, что «железная» модель «Шерп» была первым заводским аппаратом, сколько «переломом» шаблона – вездеход может выглядеть красиво, быть комфортным, и стоить дорого. «Шерп» дал тот самый импульс, благодаря которому сегодня только одних бортоповоротных вездеходов в России производят три десятка компаний.

Конечно, и до 2015 года строили вездеходы с самой разной колесной формулой – и 4х4, и 6х6, и даже 8х8, но все они были своего рода продвинутыми самоделками, призванными удовлетворить желания охотников, рыбаков и разного рода экстремалов-путешественников. Мало кто думал, проектировал и строил промышленный вездеход под работу в индустриальном сегменте, заточенный на выполнение специфических работ, а не универсальную «игрушку» для отдыха.

Ощутимая разница между вездеходом для развлечения и вездеходом для работы присутствует и сегодня. Ведь хотеть продавать нефтяникам и газовикам, и действительно иметь специальный продукт, это две большие разницы, и между ними – внушительный список вопросов. Но не будем заниматься софистикой, а посмотрим на реально существующий заводской аппарат.

Увидеть, значит поверить.

Увидеть ту самую разницу между вездеходом для отдыха, и специальным аппаратом для работы, проще всего на вездеходе «Архант-10». Этот утилитарный аппарат из Санкт-Петербурга специально «заточен» для индустриального сегмента. Под внешне консервативными формами и довольно простой конструкцией, скрывается далеко непростая история.

Мало вездеходов, чей потенциал нуждается в раскрытии… Как в музыке есть 7 нот, и бесчисленное количество вариаций, где встречается и Людвиг ван Бетховен – Fur Elise, и «Смуглянка» – Анатолия Новикова, и Smoke on the Water – Deep Purple, так благодаря фирменному узлу сочленения «десятки» у этого вездехода удивительное количество «манипуляций» секциями, способствующих выходу из сложнейших внедорожных условий.

Заводские испытатели утверждают, что спустя годы регулярных тестов, периодически всплывают новые алгоритмы управления, удивляющие своей эффективностью, и ломающие стереотипы.

Базовый аспект любого вездехода – проходимость.

Традиционно мы оцениваем ее по 5 параметрам – диаметру шин, ширине профиля, величине дорожного просвета, длине колесной базы, и снаряженной массе в контексте водоизмещения шин. Это неплохо, но что, если вездеход застрял? Есть ли в его конструкции нечто, позволяющее выбраться из засады, помимо лебедки?

Да, любой двухсекционный вездеход (сочлененный), посредством «перелома» в горизонтальной плоскости, будет иметь преимущество перед цельнорамным аппаратом. И на серьезном бездорожье манипуляция секциями позволяет достичь определённого эффекта. Но данный прием является лишь малой частью того, что дает узел перелома «Архант-10».

Трехосный узел перелома.

Не секрет для специалистов, что у «Архант-10» помимо горизонтального перелома есть возможность принудительного «складывания» еще в двух системах координат (вертикальной и продольной), что позволяет «десятке» буквально «извлекать» саму себя из колеи, и «переставлять» на предпочтительный грунт. Как это работает?

Пара верхних гидроцилиндров узла сочленения поднимает внешние края передней и задней секции в воздух, оставляя «десятку» стоять в колее на двух задних колёсах передней, и двух передних колесах задней секции, вывешивая в воздухе остальные три пары колес, типа латинской буквы V. Это маневр раз.

На счет два, пилот поворачивает штурвал в сторону благоприятную для перестановки, при этом секции скручиваются относительно друг друга, смещая вывешенные в воздухе колеса над нетронутым ковром болота, например.

На счет три, секции складываются в вертикальной плоскости, опуская крайние колеса обоих секций на грунт, и поднимая среднюю часть, на манер «домика». После чего пилот переносит складыванием секций в горизонтальной плоскости «середину» вездехода.

Так, за счет трех манипуляций штурвалом, мы можем «достать» вездеход и «переставить» на 2 метра от прежней траектории движения. Хотите сместить его дальше? Вы знаете, что надо делать.

Этот чистой воды эксклюзив складывания «Архант-10» – не надуманная история, а необходимость, которая позволяет решать широкий круг внедорожных ситуаций.

Взять, к примеру, глубокий и рыхлый снег. На «Архант-10» нет необходимости силового «пробивания» путика, которое грешит повышенной нагрузкой на трансмиссию и высоким расходом топлива. Мы просто приподнимаем переднюю секцию, плавно опускаем ее на свежий снег, аккуратно уплотняя его, после чего продвигаемся вперёд, и заново повторяем маневр. Никаких ударных или силовых нагрузок. Никакого застревания и потери времени.

Тот же узел сочленения позволяет без какого-либо напряжения переходить широкие рвы, брать уступы, крутые подъемы, и экстремальные спуски. Когда копируешь рельеф, или упреждая его прижиманием или забрасыванием одной из секций, возможности становятся много шире.

Даже казалось такой бытовой вопрос как погрузка или выгрузка вездехода в фуру, «Архант-10» решает по-своему элегантно. Он самостоятельно заезжает на прицеп, и самостоятельно съезжает, не требуя ни аппарелей, ни погрузочных приспособлений. Поднял переднюю секцию, подтянулся, и следом затащил заднюю. Выезд – в обратной последовательности. Можно возразить, зачем?

Но почему нет? Почему вездеход должен быть беспомощным на погрузке, и на выгрузке, ведь данные манипуляции, это всего лишь вариация природного триала на сложном рельефе.

Вездеход для промышленной эксплуатации должен обладать не только хорошей проходимостью, но и высокой надежностью, которая происходит не только от грамотного конструктива, но и от качества сборки, материалов, культуры производства.

Может ли маленькая мастерская частника выдать такой продукт? Один, да, но это будет долго, дорого, сложно. А серия и вовсе не получится. А эксплуатанту, который закупает парк вездеходов, нужна и технологичность конструкции, и высокая ремонтопригодность, и 100% повторяемся узлов, решений, материалов. Бизнесу не нужны самоделки.

Отдельная тема ресурсных испытаний.

У малого и среднего бизнеса, которые по сути являются основными производителями вездеходной техники, нет финансовой возможности в проведении длительных ресурсных испытаний. Они вынуждены оперативно строить, и также оперативно продавать, минимизируя временные разрывы финансовых поступлений. Истории, когда производитель может себе позволить пару сезонов обкатывать новую модель, можно пересчитать по пальцам. И «Архант-10» одна из них.

Во время экспедиции «На Восток» в 2017 году прототип «10-ки» за 6 месяцев прошел сложнейший маршрут длинной 9700 км. И на сегодняшний день российский вездеход «Архант-10» имеет 6 лет наката! Это серьезный аргумент.

«Архант-10» не корректно сравнивать с одноклассниками, по той причине, что их нет. Есть многоосные большие цельнорамные вездеходы 6х6, 8х8, есть сочлененные машины 8х8 и 10х10, но у них нет тех главных фишек «десятки», которые обеспечивают ее проходимость, маневренность, управляемость и универсальность.

Тот факт, что «Архант» строит «десятку» в базовой версии с грузовой платформой тоже продиктован индустриальным прагматизмом. Когда конкуренты заинтересованы в продаже максимально дорогой экспедиционно-пассажирской версии, Питерский завод держит наготове «голую» платформу, чтобы оперативно сдать заказчику вездеход на 100% построенный под его нужды.

 

 

  Заводчане называют заднюю секцию «мультифункциональным шасси» и это не спроста, потому как его конструктив позволяет надстроить широкий спектр модулей и оборудования. Секрет универсальности – в сверхнизкой компоновке трансмиссии, благодаря чему у «десятки» даже с высоким жилым модулем хорошая устойчивость как на сложном рельефе, так и на плаву.

10 колес, водоизмещением 850 литров каждое, вкупе с двумя герметичными секциями-лодками, все это гарантирует уверенные мореходные качества. А тот факт, что на воде вездеход поворачивает не притормаживанием борта, а изменением угла между секциями, позволяет ему не терять ход и иметь хорошую скорость на плаву за счет протекторов шин.

Сейчас «Архант-10» предлагает 10 базовых модификаций – это жилой модуль, пассажирский модуль-вахтовка, грузовая платформа с КМУ, платформа с буровой установкой, кабелеукладчик, топливозаправщик, трубовоз, медицинский модуль, КШМ. Завод может исполнить любую модификацию, под задачи Заказчика. И, конечно, еще не раз удивит рынок новаторскими решениями.

www.arkhunt.ru

Реклама ООО “АРХАНТ” ИНН 4705095834  erid: LjN8Jtbfu

Похожие записи

Оставить комментарий