В 2023 году рынок спецтехники пережил впечатляющий рост, удвоив объемы продаж. При этом в сегменте автокранов произошло значимое событие: количество импортной техники сравнялось и даже чуть-чуть превзошло число реализованных отечественных машин. Это взбодрило производителей и уже в 2024-м может привести к существенному оживлению рынка. Острая конкуренция, создание аналогичных моделей с дополнительными преимуществами, попытки привлечения государственного внимания – все это ожидает нас в ближайшем строительном сезоне и нескольких последующих. Давайте вместе проанализируем, как развивалась ситуация на рынке автокранов, и, конечно, сделаем небольшой прогноз на будущее.
Российское производство
Совокупные продажи строительной техники в 2023 году выросли на 50% в сравнении с 2022-м и составили 80 тыс. единиц. Такие впечатляющие данные приводила в январе 2024 года компания «Газпромбанк Лизинг». По оценкам аналитиков ассоциации «Росспецмаш», в 2023 году было продано российской строительной техники на сумму 84 миллиарда рублей, что на 15% превосходит показатель годичной давности.
Тот же «Росспецмаш» сообщал, что внутреннее производство строительных машин выросло на 19% (до 90 млрд рублей). Как говорится в сообщении организации, в количественном выражении за 2023 год поставки отечественных кранов-трубоукладчиков выросли в 2 раза, кранов-манипуляторов – на 35%, при этом отгрузки телескопических погрузчиков снизились на 34%, а автокранов – на 5%.
При этом поквартальная статистика ассоциации говорит о том, что первая половина прошлого года для производителей автокранов прошла с хорошим плюсом, а во второй темпы значительно замедлились. Так, аналитическое агентство «Автостат» приводило данные, что в январе – апреле 2023 года было реализовано 1712 новых грузовых автомобилей, оснащенных автокранами или подъемниками, что на 28% больше аналогичного периода предыдущего года. При этом отмечалось, что более 40% общего объема автокранов было смонтировано на базе КамАЗа.
TK Solutions приводят данные за весь год: российскими предприятиями было выпущено 3 319 автокранов, что на 1,9% выше по сравнению с результатами 2022 года. Среднегодовой прирост производства (CAGR) за период 2017–2023 годов составил 3,3%. В январе 2024 года средние цены производителей на автокраны составили 11 640 391,5 рубля.
На сегодняшний день автокраны в России выпускают пять предприятий: Клинцовский автокрановый завод, Галичский автокрановый завод, Челябинский механический завод, Ивановский машиностроительный завод «Автокран», Камышинский крановый завод. По данным аналитиков, только камышинское предприятие наращивает объемы выпуска, приближаясь к максимуму своих производственных мощностей. Остальные либо чуть теряют в количестве машин, либо находятся в стагнации.
Производство автокранов в России в январе – сентябре 2023 года, %
Источник: ID-Marketing
Тем не менее в сентябре 2023 года ИМЗ «Автокран» заявил, что за пять лет завод в пять раз нарастил объем производства. Точнее, что в 2023 году было выпущено 500 кранов, а 2024-м предприятие намерено выйти на показатель 750 единиц техники в год, и это будет +500% к уровню 2018 года.
Оптимизм вселяет и тот факт, что отечественные заводы стремятся не только проводить политику импортозамещения компонентов, но и внедрять новые решения, которые они показывали на выставке CTT Expo-2023.
Галичское предприятие показало автокран на базе «Пионера» грузоподъемностью 35 т на трехосном шасси, который может передвигаться по дорогам общего пользования с гуськом, но без противовесов. В модели реализованы конструкторские решения, которые применяются на тяжелых машинах предприятия. Например, машина имеет четырехсекционную овалоидную стрелу длиной 33,2 м и поворотную раму со смещенным назад силовым треугольником, который обеспечивает увеличенную грузоподъемность на средних и дальних вылетах. Нижняя рама получила V-образный профиль лонжеронов и увеличенный опорный контур.
Вторая новинка ГАКЗ – более концептуальная, призванная конкурировать с продукцией китайских крановых заводов. Автокран КС-55721-1В-1 «Комсомолец» грузоподъемностью 35 т на шасси КАМАЗ-6540 8 х 4 оснащен пятисекционной стрелой овалоидного сечения длиной 41 м. Примечательно, что механизм выдвижения включает два гидроцилиндра и три режима телескопирования. Кран оснащен современной комфортной кабиной с кондиционером, джойстиками, камерами, световой сигнализацией нагрузки. Как и предшественник, этот автокран вписывается в габарит для самостоятельного передвижения по общим дорогам – это значительное преимущество перед китайскими моделями с аналогичными грузовысотными характеристиками. Завод намерен выпускать серию «Комсомолец» на различных шасси.
В начале этого года Галичский автокрановый завод по заказу ГК «Росатом» произвел два специальных автокрана для работы с радиоактивными материалами. В отличие от своих обычных собратьев, автокраны серии «АТОМ» имеют повышенную надежность, которая позволяет выполнять работы при землетрясении до 6 баллов. Для выполнения требований технического регламента к соответствующей технике в конструкцию автокранов были внесены изменения, которые усилили его основные элементы. Два первых крана специальной серии «АТОМ» были отправлены в город Северск Томской области. Спецтехника будет работать на погрузочно-разгрузочных работах с радиоактивными веществами.
Новинка «Клинцов» – автокран КС-65713-1К-5В грузоподъемностью 55 тонн на шасси КАМАЗ-65201 8 х 4 – технологически схожа с предыдущими машинами. У модели четырехсекционная стрела овалоидного сечения длиной 36,3 м и увеличенный опорный контур. Джойстиковое управление, подъемная кабина, рабочая платформа, расширенный набор противовесов, гусек, «северный» и «южный» пакеты опций доступны в различных комплектациях.
Клинцовский завод также постоянно расширяет линейку автокранов на газомоторном топливе. В 2023 году вышла модель на шасси УРАЛ-4320-NEXT с грузоподъемностью 25 тонн и длиной стрелы 21 метр.
В числе флагманов Ивановского машиностроительного завода «Автокран» можно назвать 50-тонник КС-6577К-3 на шасси КАМАЗ-6560 с колесной формулой 8х8. Это высокотехнологичная установка с пятисекционной телескопической стрелой длиной 35 м, позволяющей достигать максимального грузового момента 185 тм – наибольшего среди российских кранов. По заверению самого производителя, грузовысотные характеристики модели практически во всем диапазоне выше любого российского аналога на 15–20%. Отметим также возможность установки двух лебедок, с которыми можно перемещаться по дорогам общего пользования в пределах транспортного габарита, новую кабину и видеоконтроль за лебедкой. Потребители также высоко оценивают такую опцию, как система быстрой перезапасовки каната, сокращающую время на изменение рабочей конфигурации.
Следующее предприятие – Челябинский механический завод – стал лауреатом премии Правительства Российской Федерации 2023 года в области качества продукции и услуг, обеспечения их безопасности, а также за внедрение высокоэффективных методов менеджмента качества. У ЧМЗ также есть хорошая линейка техники на метане: 16- и 25-тонные модификации с различной длиной стрелы. Новинками предприятия стали модернизированный автокран «Челябинец СТ» с грузоподъемностью 25 тонн и длиной стрелы 31 метр и автокран этой же серии на 32 тонны с длиной стрелы 33 метра. В обеих машинах были усовершенствованы секции стрелы, поворотная и нижняя рамы, гидро- и электрооборудование, системы безопасности.
Камышинский крановый завод в прошлом году представил две партии крановых установок: КС-55729-9К-31 грузоподъемностью 32 тонны с четырехсекционной телескопической стрелой на 31 метр и 25-тонную КС-55713-9К-4 с аналогичной стрелой на давальческом шасси FAW китайского производства. Автокраны успешно прошли заводские и приемочные испытания и получили свидетельство о безопасности конструкции транспортного средства и сертификат соответствия на партию автокранов, соответствующий требованиям технического регламента таможенного союза «О безопасности машин и оборудования».
Что касается главной выставки, предприятие представляло модель автокрана КС-55729 – 5К-31 в уникальной комплектации. Установка с четырехсекционной телескопической стрелой овалоидного сечения длиной 31 метр и грузоподъемностью 32 тонны была смонтирована на шасси КАМАЗ-43118 экологического класса ЕВРО 5 с колесной формулой 6 х 6, опорный контур 5,45 м х 6,1 м. Нагрузка на заднюю тележку – 16 тонн. Модель, которую завод показывал гостям экспозиции, имела дублирующую систему управления выносными опорами, дополнительную лебедку с обводным блоком на оголовке стрелы, систему видеонаблюдения с камерами на оголовке стрелы, на лебедке и монитором в кабине крановщика и мини-гидростанцию.
В целом ситуация, конечно, остается сложной. Производители говорят о нехватке некоторых компонентов и деталей, есть проблемы со сроками поставок российской техники и со сложностью выхода на более серьезные объемы.
В одном из интервью газете «Ведомости» представитель компании SBS-Consulting связывал снижение темпов роста отечественного производства с повышением стоимости заемного финансирования, постепенным торможением жилищного строительства и более высокой базой прошлого года. По мнению экспертов ассоциации «Росспецмаш», для стабильного развития производства строительной и, в частности, крановой техники в России необходимо защищать местные предприятия от агрессивного импорта. Так, представители организации неоднократно на профильных мероприятиях предлагали активизировать работу по установлению новых правил ввоза. По мнению «Росспецмаша», сейчас техническое регулирование ввозимой техники носит декларативный характер, а она должна обязательно проходить комплекс испытаний согласно техническим регламентам.
Импорт автокранов
Что касается импорта, по оценке «Росспецмаша», в минувшем году он вырос на 58% и превысил 440 миллиардов рублей, что в 4,6 раза больше реализации на внутреннем рынке российской техники.
По данным аналитической компании ID-Marketing за январь – сентябрь 2023 года, доля импортных автокранов за эти 9 месяцев выросла до 50,9%. Компания приводит небольшую историческую справку, согласно которой в 2008–2009 годах импортная продукции составляла всего 10% и в основном в сегменте более 100 тонн. Ситуация начала меняться в 2011 году, когда на первые позиции в группе грузоподъемностью 25–50 тонн стали выходить производители из Китая. Резкие перемены произошли, по понятным причинам, в 2022 году, когда Россию покинули представители недружественных стран, но при этом доля импорта в общих цифрах продаж выросла. Однако в 2022-м доля отечественных крановых заводов составляла 71,1%. Рост поставок иностранных брендов на фоне стагнации у российских производителей привел к тому, что общая доля импорта превысила внутреннее производство.
Сравнительная динамика импорта и производства автокранов в России в январе – сентябре 2020–2023 гг., шт.
Показательный факт: за январь – сентябрь 2023 года в Россию было ввезено только 5 автокранов некитайского производства. При этом структура экспорта меняется не только в соотношении КНР и других стран, но и между брендами. Так, Zoomlion и XCMG нарастили объемы, но отдали небольшую долю менее популярным брендам, например Palfinger Sany и Liugong.
Импорт автокранов в Россию по маркам в январе – сентябре 2023 года, %
Подводя итоги имеющейся предварительной статистики, можно сказать, следующее.
1. Китайские марки автокранов активно конкурируют с отечественными в тех сегментах, где еще недавно была гегемония российских производителей.
2. Заводы из КНР пытаются активизировать борьбу с европейцами и в сегменте техники 150–200–300 тонн.
3. Силы российских крановых предприятий направлены на наращивание доли импортозамещения в плане комплектующих.
4. Отечественные предприятия могут на равных конкурировать с китайскими по цене.
5. В ближайшие годы на рынке автокранов ожидается серьезная борьба за клиентов.
Прогноз развития рынка автокранов
На рынок автокранов, как и на любой другой сегмент, влияют глобальные тенденции: динамика строительства жилья, дорог и объектов инфраструктуры, развитие добывающих отраслей, которые составляют основу российской экономики, а также состояние имеющегося парка машин. Дефицита техники сейчас нет: его заполнили и продолжают насыщать китайские производители машин.
В 2023 году на рынок строительной техники значительно повлияли неоднократные изменения курса рубля к доллару и юаню, увеличение ставки утилизационного сбора. Оба фактора привели к росту стоимости машин. Спрос, по большому счету, оставался стабильным на довольно хорошем уровне. В 2024-м анонсировано большое количество крупных инфраструктурных строительных проектов. Это, вероятно, поддержит спрос и даже подстегнет его в отдельных группах, например в сегменте кранов-тяжеловесов. И здесь российским заводам нечем конкурировать с Китаем и Liebherr. Соответственно, эксперты полагают, что не стоит ожидать существенного роста внутреннего производства автокранов.
Однако некоторые игроки рынка полагают, что российские заводы могут сделать акцент на внешние рынки. Автокраны – тот сегмент, где мы можем конкурировать и по цене, и по качеству продукции на рынках стран СНГ, Африки, Индийского и Тихоокеанского регионов. Но для этого необходимы вложения в развитие дилерской сети, сервиса, складов и рекламы за рубежом.
Вероятно, российские предприятия продолжат работать над созданием машин – прямых конкурентов легким и средним китайским автокранам, а также в направлении диверсификации производства. Краны-манипуляторы, автогидроподъемники, телескопические лестницы и другое подъемное оборудование занимает все большую долю в структуре продукции предприятий отрасли.
При этом важно, что неплохими темпами идет переход российских производителей на отечественные комплектующие. Если раньше активно применялись рамы, краны и прочие комплектующие иностранного производства, сегодня все образцы почти полностью отечественные.
Одним словом, рынок автокранов на 100% ждет оживление: будут и интересные конструкторские работы, и попытки по максимуму использовать преимущество отечественного производства, будет активная ценовая конкуренция, будут объекты, за участие в которых стоит побороться, а также будет серьезная работа по поиску и формированию собственных производственных кадров.
При этом аналитики полагают, что в 2024 году эта борьба еще выльется в скачок продаж, однако будет заложен фундамент на ближайшие 2–3 года. На руку российским заводам будет работать перенасыщение рынка китайской техникой и вероятное снижение ее маржинальности, которое снизит интерес к автокранам из КНР в тех грузоподъемностях, где есть отечественные аналоги.
Очевидно, что производителям отечественной спецтехники необходимо сформировать и приступить к реализации новой стратегии. И сейчас наступает момент, когда еще можно успеть это сделать и оказаться в выигрыше.