Рынок фронтальных погрузчиков: основные векторы развития               

  Фронтальный погрузчик – одна из самых востребованных и универсальных самоходных машин. Емкость российского рынка новых машин составляет почти 15 000 единиц ежегодно. И этот сегмент – один их тех, которые подверглись наиболее сильной экспансии производителей из Китая. Отечественные заводы пытаются сопротивляться: фронтальные погрузчики входят в группу, в которой остро не хватает российского предложения, по мнению ассоциации «Росспецмаш». Разберемся, каково положение дел на этом рынке сейчас.                              

Экономический фон: большая стройка               

Начнем с обрисовки общего фона ситуации на рынке дорожной и строительной техники, который, разумеется, напрямую зависит от ситуации в экономике в целом и в строительной отрасли в частности. Согласно данным Росстата, объем строительных работ в России в 2023 году составил 15,1 трлн рублей, увеличившись в сопоставимых ценах на 7,9% по отношению к 2022 году.                      

Динамика объема строительных работ в 2023 году в текущих и сопоставимых ценах              
           

Источник: данные Росстата, расчеты и анализ Sherpa Group                

Рост зафиксирован в 54 регионах. Ключевыми драйверами выступили подъем в жилищном строительстве, увеличение вложений в нацпроект «Безопасные качественные дороги», запуск новых крупных проектов по добыче полезных ископаемых. Объём строительных работ в топ-10 регионов составил более 6,54 трлн рублей. Наибольший рост (+162,2%) продемонстрировал Чукотский автономный округ, где формируется инфраструктура для Баимского ГОКа.                            

Топ-10 регионов с наибольшим объёмом строительных работ в 2023 году                
              
         

                 

Источник: данные Росстата, расчеты и анализ Sherpa Group           

Закономерно, что при таких показателях 2023 год для рынка строительной техники закончился в плюсе. В отчете Ассоциации европейского бизнеса (АЕБ) указано, что продажи дорожно-строительной и специальной техники в минувшем году в России достигли 51 502 единиц, что на 30% больше аналогичного периода прошлого года и составляет почти четверть мирового рынка. Несколько лизинговых компаний, в том числе «Газпромбанк Лизинг», заявляли о росте до 50% по сравнению с 2022 годом и оценивали объём в 80 000 единиц. Разница возможна из-за отличий в классификации техники, но в любом случае прекрасно дает представление о ситуации на рынке. При этом, по оценкам аналитиков ассоциации «Росспецмаш», продажи российской техники выросли на 15%, а производство – на 19%.                    

Сегмент фронтальных погрузчиков не сделал большого скачка. Во многом по причине довольно высокой базы даже в 2022 году, когда отгрузки увеличились на 42% по сравнению с 2021 годом. В 2023 году рост составил всего 1–3%, по разным оценкам, но сформировался отложенный спрос, который будет реализовываться в текущем году.

Гораздо более драматично развивается рынок внутри этого сегмента, где идет борьба КНР и России.                

Фронталы из Китая: активность в сети и офлайн               

По данным регулярного отчета «Экскаватор ру», в марте 2024 года на интернет-площадках «Авито», «Экскаватор Ру», «Дром», а также в сведениях, опубликованных официальными дилерами, объявления о продаже новых фронтальных погрузчиков из КНР составили 97% от общего объёма предложений. На долю отечественных машин этого сегмента приходится чуть больше 2% объявлений, европейской, корейской, японской, белорусской и иной техники в совокупности досталось менее 1%.                   

В топ-10 брендов – исключительно китайцы. Самыми активными оказались Lonking (42%), Granit (13%) и LiuGong (7%).                      

Примечательно, что очень активны импортёры китайских погрузчиков, поэтому абсолютная гегемония предложений техники из КНР заметна именно в разделах новой техники, доля б/у машин составляет от 3% до 7% в зависимости от округа. Соотношение объявлений о продаже новой и б/у техники в различных ФО таково:

При этом важно отметить, что более 40% подержанных погрузчиков – техника последних годов выпуска.          

В целом более половины объявлений о продаже новых и б/у машин опубликовано в Центральном, Приволжском и Сибирском федеральных округах.           

На Московскую область приходится более 10% всех объявлений. Также в число лидеров среди регионов РФ вошли: в сегменте новой техники – Красноярский край (7%) и Челябинская область (4%), в сегменте подержанных машин – Ленинградская область (6%) и Краснодарский край (5%).                  

Что касается цен на новые фронтальные погрузчики, эксперты отмечают, что основной скачок пришёлся на март 2022 года, когда стоимость техники увеличилась в разных сегментах на 20–50%. В 2023 и начале 2024 года темпы роста уже были не такими значительными. Конечно, сказались изменения курса валют, правил растаможивания и ставки утилизационного сбора, но годовой рост цен на легкие китайские фронталы составил порядка 5%, средние – менее 2%, а тяжелые – более 20%. Российская техника, наоборот, больше сего подорожала в малом сегменте (почти на 30%), а средние и тяжелые погрузчики показали рост 10% и 1% соответственно.                   

Ситуация с представленностью в классифайлах хорошо отражает реальные события, происходящие на рынке. В общей структуре импорта среднетоннажные фронтальные погрузчики, относящиеся к строительным машинам, занимают почти 73%. По информации ID-Marketing, в 2023 году в этой группе колёсных погрузчиков за 2023 год было ввезено 87 различных марок техники, из которых 81 – китайского происхождения. В статистике импорта новых средних погрузчиков более 99% поставок приходилось на КНР. Лидером был бренд LGCE с долей в 26% импорта, на второй позиции Lonking (19%), на третьей XCMG (16%), за ними расположились LiuGong и Lovol. В первом квартале текущего года все эти тренды сохраняются.                      

Аналитические агентства еще не подытожили статистику за первый квартал, но игроки рынка, с которыми нам удалось пообщаться, отмечают, что китайские бренды строительной техники наращивают объемы продаж: по ряду марок план продаж на этот год составляет от 500 до 1 000 машин ежемесячно, что выше показателей прошлого года. При этом важно отметить, что большое количество техники уже ввезено в Россию – это большой задел на текущий год.                 

Между тем, по данным «Газпромбанк Лизинг», в начале 2024 года спрос на среднюю и тяжелую технику сократился. Если тенденция сохранится, то достичь заданного уровня будет непросто. Эксперты также полагают, что китайские бренды будут вынуждены улучшать сервисные возможности, оптимизировать поставки запчастей и предлагать более выгодные условия.                      

Российские погрузчики: инвестпроекты в стадии роста

Подводя итоги 2023 года, ассоциация «Росспецмаш» отчиталась о росте отечественного производства спецтехники на 19%, что эквивалентно 90 млрд рублей. Продажи, по данным аналитиков, увеличились на 15% и достигли 84 млрд рублей. Это в целом. Прирост конкретно по фронтальным погрузчикам составил 6%. ТК Solutions приводит цифры 932 погрузчика, что на 17,2% выше по сравнению с результатами 2022 года. Среднегодовой прирост производства (CAGR) погрузчиков за период 2017–2023 годов составил 15,6%. Также, по данным компании, производство фронталов в январе 2024 года выросло на 29,3% к АППГ и составило 53 единицы.           

Вместе с тем в сообщении Профильного союза подчеркивалось, что объемы производства пока недостаточны для рынка: за год в Россию ввезли дорожно-строительной техники на 440 млрд рублей (+58%). «Сегодня мы пожинаем плоды того, что такой важный стратегический вопрос, как технологическая независимость, игнорировался много лет. Во многих сегментах западные бренды обрушили спрос на российское производство, и заводы при отсутствии практически полной государственной поддержки свои позиции сдали. Этот тренд сформировался не в новых экономических условиях, а гораздо раньше. Так, в 2020 году, по оценкам АЕБ, продукция российских заводов в сегменте фронтальных погрузчиков составляла лишь от 4% до 7%. Сейчас доля отечественных машин в этом сегменте не превышает 5–6%.                                            

Приведем несколько примеров российских предприятий, которые сегодня развиваются на рынке фронтальных погрузчиков.                                      

В прошлом году машиностроительный завод «Борус», входящий в группу «Карьерные машины», при поддержке Фонда развития промышленности (ФРП) запустил в Красноярске серийное производство фронтальных погрузчиков полной массой от 3 до 8 тонн под брендом Borus, а также наладил выпуск комплектующих собственной разработки. В погрузчиках используются российские комплектующие: двигатель ЯМЗ, гидравлика производства Новосибирска и Калуги.                                                              

Курганский завод дорожных машин (Кургандормаш) в конце года заявил о намерении выпустить 138 фронтальных погрузчиков в 2024 году, что на 66 цифр больше минувшего года. На предприятии подчеркивают, что в рамках увеличения объемов выпуска погрузчиков в производство было инвестировано 840 млн рублей, что позволило не только увеличить выпуск спецмашин, но и дополнительно создать 150 новых рабочих мест. Нужно добавить также, что Кургандормаш освоил выпуск нового электрического фронтального погрузчика МЭП-1000, имеющего грузоподъемность 1000 кг и максимальную высоту с поднятым ковшом 3,44 метра.                      

Еще один пример – запуск серии фронтальных погрузчиков грузоподъемностью от 3 до 6 тонн на Челябинском заводе строительно-дорожных машин, входящем в UMG. Уже в этом году предприятие начнет производство несущих рам, металлоконструкций погрузочного оборудования, балансиров и кабины с системой ROPS/FOPS. В дальнейшем челябинские машиностроители оснастят погрузчики отечественными двигателями, разработают карданную передачу и гидравлическую систему. С 2023 по 2026 год общая сумма инвестиций в проект составит более 1,6 млрд рублей. Ожидается, что к 2028 году локализация производства фронтальных погрузчиков достигнет 80%, а ЧСДМ сможет выйти на лидирующие позиции в своем сегменте производства строительно-дорожной техники в стране.                                   

В конце 2023 года появилась информация, что Ростсельмаш разработал и изготовил новый фронтальный погрузчик грузоподъемностью 5 тонн. Сейчас техника проходит обкатку, а официальная премьера ожидается в мае 2024 года. Известно, что это машина в карьерном исполнении с трехкубовым скальным ковшом, рассчитанная на тяжелые условия эксплуатации. При изготовлении техники в максимальном объёме использованы узлы и агрегаты собственного производства Ростсельмаша, а также предприятий РФ и дружественных стран. В частности, на технике установлены двигатель 530-й серии Ярославского моторного завода мощностью 220 л. с.                     

Как мы видим, большинство машин, которые производятся и планируются к производству в РФ, относятся к классу малой и средней грузоподъемности.  Сегмент тяжелых машин остается наименее конкурентным.

Несмотря на эти и другие реализуемые инвестпроекты, российских мощностей не хватает. «Для глобального роста производства необходимо время. Одно дело – показать рост с 5 000 штук до 6 000 штук, и совсем другое дело – вырасти со 100 единиц до 4 000. Это абсолютно другая задача. Во-первых, это люди. А с кадрами у нас сейчас везде проблема. Во-вторых, новых работников надо обучить. В-третьих, новые технологии производства, контроль качества, контроль выполнения технологии, контроль экономики, чтобы не было сверхзатрат. В-четвертых, необходимо оборудование. Российских станков практически нет, приходится опираться на наших восточных партнеров. Пока оборудование доставляется, пока устанавливается, пока идут отладка, настройка, то есть это все занимает время», – прокомментировал в одном из интервью заместитель директора ассоциации «Росспецмаш» Вячеслав Пронин.                                                                                                Также на прошедшем в апреле заседании совета директоров ассоциации «Росспецмаш» обсуждали агрессивную политику импортеров и меры, которые необходимо принять для дальнейшего развития отрасли в условиях текущих вызовов.                                     

По сути, защита отечественного производителя от экспансии КНР стоит на трех китах: утилизационный сбор, техническое регулирование и субсидии. Сейчас реализуются программы субсидирования, действует программа ФРП, которая предоставляет льготное финансирование, введены утилизационные сборы для развития рынка. Продолжает развиваться техническое регулирование в виде 10-го регламента «О безопасности машин и оборудования», ужесточается контроль за соблюдением его требований, действует постановление № 811 о предоставлении льготного лизинга.                       

Члены ассоциации «Росспецмаш» также разработали и направили в Минпром предложение по квотированию импорта. Оно предполагает сопоставление объемов производства российских заводов и объема рынка, из которых высчитывается необходимый объем импорта и гибкие квоты.               

Российские производители работают над тем, чтобы снизить зависимость от зарубежных комплектующих и самостоятельно производить фронтальные погрузчики в значимом для рынка объеме для рынка. Эксперты уверены, что это вопрос времени.             

2024: чего ждать?                     

Фронтальные погрузчики выполняют огромный спектр функций в строительстве и других отраслях экономики. Приблизительные прогнозы на текущий год можно формировать исходя из государственных планов на развитие строительной отрасли. Не так давно была актуализирована государственная программа «Строительство» на перспективу 2024–2028 гг. Общий объем федеральных средств, предусмотренных в новом документе, составляет более 4,6 трлн руб. Это на 127,3 млрд руб. меньше, чем планировалось на 2023–2027 годы. При этом наибольший объем средств (1,03 трлн рублей) в рамках КГП предусмотрен в 2024 году. Кстати, это максимальная цифра за последние 10 лет. Примечательно, что в целевых позициях текущего года 146 новых позиций, включая 97 новых проектов, из которых четыре на общую сумму 112 млрд рублей должны быть введены в эксплуатацию уже в этом году. Наименьшее количество средств (663,5 млрд рублей) запланировано в 2025-м. Максимальные вливания – почти половину всего объема вложений – получит госпрограмма «Развитие транспортной системы».    

Самые крупные проекты, включенные в перечень КГП, связаны с развитием транспортных коридоров «Россия» и «Север-Юг», в рамках которых продолжаются работы по возведению трассы М-12 «Восток» и строительство обходов крупных городов.                                 

Еще один значимый документ для рынка спецтехники и конкретно фронтальных погрузчиков – паспорт госпрограммы «Развитие транспортной системы». Аналитики Sherpa Group, оценивая изменения в нем, отметили, что расходы на госпрограмму в ближайшие три года будут падать за счет снижения внебюджетных вложений: к 2025 году финансирование сократится более чем на 40% относительно уровня 2022 года.

Соотношение бюджетных и внебюджетных расходов на реализацию госпрограммы «Развитие транспортной системы»           

Источник: Sherpa Group                         

Основная причина – высокие риски и низкая степень прогнозирования инфраструктурных планов государства для курных компаний. Чтобы частично нивелировать это падение объемов федеральных расходов, предусмотренных на госпрограмму, будет увеличиваться: с 1,32 трлн рублей в 2023 году до 1,57 трлн в 2026-м. Однако средняя скорость роста близка к уровню инфляции.                     

Сюда можно добавить, что по программе «Стимул» в этом году планируют построить 97 и отремонтировать 12 дорог общей протяженностью 200 км. Также по национальному проекту «Безопасные качественные дороги» в этом году к нормативу приведут 5 200 объектов общей протяженностью 14 600 км. Напомним, целевые «БКД» в рамках различных федеральных проектов к концу 2024 года таковы:     

  • 53% – доля автомобильных дорог регионального и межмуниципального значения, соответствующих нормативным требованиям;                 
  • 85% – доля дорожной сети городских агломераций, находящихся в нормативном состоянии;                    
  • 50% – удовлетворенность качеством и доступностью автомобильных дорог (показатель общественно значимого результата);                             
  • 40% – доля объектов, на которых предусматривается использование технологий, включенных в реестр новых и наилучших технологий, материалов и технологических решений повторного применения;              
  • 60% – доля автомобильных дорог Минобороны России, соответствующих нормативным требованиям;              
  • 1285,2 км – протяженность построенных и реконструированных Росавтодором участков федеральных автомобильных дорог;                 
  • 616,1 км – протяженность построенных и реконструированных ГК «Автодор» федеральных автомобильных дорог;                 
  • < 8,4% – снижение смертности в результате дорожно-транспортных происшествий (количество погибших на 100 тыс. населения).                      

В настоящее время законтрактовано 4396 объектов (97,88% плана), уже осуществлена укладка верхнего слоя дорожного покрытия на 5,32% объектов 2024 года, освоено 109,03 млрд рублей (42,04%) ИМБТ (федеральный проект «Региональная и местная дорожная сеть»).                

Все эти данные оказывают значительное влияние на формирование спроса на рынке фронтальных погрузчиков и с учетом обозначенных тенденций и корректировок дают уверенность в стабильном сдержанном развитии данного сегмента спецтехники и росте суммарной стоимости машин.           

Похожие записи

Оставить комментарий