Сфера ЖКХ – одна из наиболее острых в большинстве регионов России. В последние годы идет активное реформирование отрасли и, в числе прочего, обновление парка специальной техники. Оперативная и качественная очистка улиц от снега – своеобразный индикатор, который показывает, насколько мегаполис или небольшой муниципалитет имеют достаточное техническое оснащение.
Сегментация рынка
Анализировать рынок оборудования для коммунального хозяйства зачастую сложно из-за того, что лишь небольшое количество техники создается именно для этой отрасли, большая же часть – это дооборудованные строительные и дорожные машины. Техника для городского коммунального хозяйства включает несколько функциональных групп:
– машины аварийно-технических служб (в том числе автокраны);
– транспорт для санитарной очистки городов (мусоровозы, илососы, ассенизаторы автоопрыскиватели, машины для очистки ливневых канализаций);
– техника для очистки населенных пунктов в зимний период (машины для удаления снега и накатов, автогрейдеры, снегопогрузчики, мини-погрузчики, пескоразбрасыватели, самосвалы);
– машины для летней уборки (подметальные, уборочные, поливомоечные).
При этом техника для зимнего и летнего содержания чаще всего реализована в виде комбинированных дорожных машин с навесным оборудованием. Говоря о спектре навесного оборудования для механизированной уборки, следует выделить скоростные, боковые, поворотные и комбинированные отвалы, щеточное, пескоразбрасывающее, соле- и рассолораспределяющее оборудование различного объема с возможностью регулирования параметров распределения, а также навеску для поливания и мойки дорог.
Именно число КДМ, техническое состояние и современность отражают готовность населенного пункта к зиме. К тому же, это самый ёмкий сегмент коммунальных машин. О нем и поговорим далее.
Производство и импорт
В 2021 году российскими предприятиями было выпущено 5230 единиц машин для коммунального хозяйства и содержания дорог, что почти на 4% выше показателей 2020 года, хотя ниже, чем было в 2017–2019 годах. По предварительным данным, в 2022 году ожидается незначительный рост производства или околонулевые показатели. По прогнозам BusinesStat, после сокращения производства в 2021 году выпуск машин для коммунального хозяйства будет восстанавливаться на протяжении нескольких лет.
Аналитики предполагают темпы от 3,7% в год до 12,3% в зависимости от общей экономической ситуации. Главным драйвером роста производства является необходимость обновления парка эксплуатируемой техники из-за высокого уровня износа и изменения технологий содержания дорог и городов. В 2017 году доля машин парка ЖКХ с высокой степенью износа составляла от 50% до 65%, в 2021 – менее 35%, однако этого все равно недостаточно для качественного обслуживания всей территории страны.
По данным Russian Automotive Market Research, за первые четыре месяца 2022 года производство коммунальной техники в России выросло на 11,5% в сравнении с аналогичным периодом прошлого года.
Но по итогам года эксперты ожидают все-таки не таких значительных показателей. Так, о вероятном сокращении объемов выпуска коммунальной и дорожно-строительной техники в РФ заявляли представители ассоциации «Росспецмаш». Большинство машиностроителей готовятся к сокращению объемов выпуска продукции по итогам второй половины года примерно на 20–50%, в зависимости от категории техники и конкретного предприятия. В качестве причин специалисты называют сложности с комплектующими, сокращение спроса на фоне снижения платежеспособности и активность китайских конкурентов.
Кстати, многие игроки рынка отмечают, что в текущей ситуации возрос спрос на переоборудование бывших в употреблении машин в КДМ с оформлением соответствующих документов для регистрации в ГИБДД. Аналогичная практика существовала ранее: по данным Смоленского завода КДМ, доля таких автомобилей в 2010 году составляла до 25% годового объема производства. Сейчас уровень переоснащенной техники оценивается в 12–20% в зависимости от региона.
Говоря о производстве КДМ в России, важно сказать, что большая часть производства сосредоточена в Центральном (60,1% за 5 лет), Приволжском (21%) и Уральском федеральных округах РФ (20%). Их дислокация связана с тем, что производители надстроек для коммунальных машин базируются возле крупных заводов по выпуску шасси.
Всего технику данного назначения производят порядка 40 предприятий. Назовем крупнейшие из них.
Мценский завод коммунального машиностроения входит в число фундаментальных российских производителей и экспортеров коммунальной и дорожной техники. Компания ведет свою историю с 1956 года и производит подметально-уборочные, комбинированные, каналоочистительные машины, самосвалы, мусоровозы и другую технику.
Арзамасский завод коммунального машиностроения – еще одно ведущее предприятие России по производству и продаже техники для городского и коммунального хозяйства. Завод работает с 1934 года. Ассортимент предприятия включает более 300 моделей спецтехники, в том числе комбинированные дорожные машины, мусоровозы, вакуумные уборщики.
Курганмашзавод тоже входит в число лидеров отечественного машиностроения. Предприятие основано в 1950 году. Завод производит военную технику и широкий ассортимент продукции гражданского назначения: уборочные машины, снегоочистители, экскаваторы.
Машиностроительный завод им. М. И. Калинина – один из старейших машиностроительных заводов России. Он выпускает продукцию военного и гражданского назначения, в том числе компактные вакуумные подметально-уборочные машины, электропогрузчики и другую спецтехнику.
Значительную долю занимают также «Регион 45», «Меркатор», Смоленский завод КДМ, КОРМЗ. Все российские предприятия продолжают работать, занимая сейчас порядка 65% рынка.
Что касается импорта, здесь следует вести разговор в контексте динамики последних лет. До 2020 года в страну объем импорта составлял до 30% общего рынка машин для городского коммунального хозяйства. Самые массовые иностранные бренды шасси – это Scania, MAN, Isuzu, Volvo и Mercedes. Также хорошие объемы на российском рынке имели Dulevo, Mingnuo, Bucher, Ausa и другие.
Dulevo – итальянская компания, которая специализируется на производстве подметально-уборочных машин. Mingnuo – китайский бренд, который поставляет подметально-уборочные машины, электроуборщики, мусоровозы и другое оборудование для уборки городских улиц и промышленных помещений. Bucher – швейцарская компания, визитной карточкой которой являются вакуумно-уборочные, пескоразбрасывающие, снегоуборочные, подметально-уборочные машины.
Пандемия коронавируса незначительно повлияла на количество ввозимой техники, довольно быстро были найдены новые логистические решения. Но санкции, связанные со специальной военной операцией на Украине, сильно сказались на этом рынке: сегмент комбинированных дорожных машин принял на себя все проблемы рынка коммерческого транспорта и шасси, плюс возникли сложности с комплектующими для надстроек. Мы не нашли точных данных о том, как снизился импорт коммунальной техники в 2021 и текущем годах, однако, по оценкам опрошенных нами участников рынка и дилеров иностранных брендов, падение колоссальное – от сотен машин в год еще в 2020-м до единиц сейчас.
О критическом снижении продаж говорят все, кроме представителей марок из КНР. На фоне нехватки мощностей российских предприятий налицо начинающаяся экспансия китайских брендов.
В борьбе с этим фактором отечественные предприятия рассчитывают на поддержку государства, в том числе и в сфере производства комплектующих. До недавнего времени сборка надстроек, в основном мультифункциональных, велась с большой долей импортных компонентов. Сейчас предприятия пытаются находить отечественные аналоги, но в большинстве случаев они проигрывают по цене комплектующим из КНР. Хотя и у машин из Поднебесной есть серьезные недостатки. Во-первых, значительную долю закупок осуществляет государство, и китайские машины здесь просто не пройдут по ФЗ. Во-вторых, большинство марок совершенно не известны российскому потребителю, а он довольно консервативен и не склонен к риску и экспериментам, тем более в условиях вынужденной экономии.
Таким образом, направление импортной коммунальной техники представлено сегодня белорусскими и китайскими брендами.
Господдержка
Быстро восполнить отсутствие притока зарубежных компонентов и техники за счет импортозамещения нереально. Как говорят участники рынка коммунальных машин, опасность состоит даже не в том, что налаживание производства требует времени и вложений, а в том, что этой паузой могут воспользоваться китайские бренды.
В апреле 2022 года в Правительстве прошло совещание по определению потребностей в дорожно-строительной и коммунальной технике с учетом возможностей отечественной промышленности. Там же были определены задачи по созданию антикризисной программы. Итогом именно этих мероприятий стало решение о развитии параллельного импорта (Федеральный закон от 28.06.2022 № 213-ФЗ и Постановление Правительства РФ от 29.03.2022 № 506). Кроме того, Минпромторг и Ассоциация «Росспецмаш» начали работу над созданием каталога российских производителей специализированной техники, который включает информацию о более чем 150 производителях техники и компонентов для отраслей машиностроения с указанием их контактных данных, перечня и фотографий выпускаемой продукции.
Со стороны государства приняты и другие меры поддержки российских коммунальщиков, которые из-за санкций столкнулись с сокращением поставок импортной техники и прекращением договоров сервисного обслуживания. Так, коммунальная техника вошла в число закупок, на которые будут распространяться условия контрактов жизненного цикла.
Контракт жизненного цикла – соглашение на комплекс работ от проектирования объекта до его изготовления и последующего обслуживания, включая утилизацию.
Также до 2024 года действует программа Минпромтогра, Минприроды и Российского экологического оператора по субсидированию лизинга оборудования и техники для обращения с твердыми коммунальными отходами. Это часть огромного проекта по модернизации сферы обращения с отходами, которая касается всего цикла, от сбора и транспортировки до создания полигонов и переработки. Обновление парка коммунальных машин – одна из составляющих.
Потребность обновления
Основные признаки российской сферы жилищно-коммунального хозяйства – большие объемы работ, необходимость оперативного использования коммунальных машин, острая потребность в модернизации парка и ограниченная платежеспособность. Тем не менее именно необходимость обновления техники и бюджетное финансирование создают канву существующего рынка.
В 2022 году большая часть регионов продолжает модернизацию, начатую в основном в 2017 году. О сокращении планов покупки машин заявили лишь несколько муниципалитетов, остальные отчитываются об освоении средств.
Коммунальный автопарк Белгородской области уже пополнился на 63 единицы; до конца года, по данным пресс-службы областного правительства, должна поступить еще 113 спецмашин. На данные цели из областного бюджета было выделено свыше 2,5 миллиарда рублей. Всего коммунальной техники, приобретенной и планируемой к приобретению за период 2021–2022 годов, – 814 единиц.
В Республике Татарстан продолжается работа по обновлению автопарка специальной коммунальной техникой муниципальных районов. В прошлом году были заключены контракты на поставку 155 единиц спецтехники на сумму 1,125 миллиарда рублей. На сегодняшний день в районы было передано 69 единиц спецтехники. Поставка остальной запланирована в течение следующих трех месяцев по графику.
Идет модернизация сферы ЖКХ и в Ставропольском крае. Только в Минераловодском округе закупили новую коммунальную технику на 40 миллионов рублей: ковшовый погрузчик, прицеп для подметально-уборочной машины, трактор с косилкой-кусторезом, два самосвала и измельчитель для веток.
Коммунальный парк Екатеринбурга пополнили 79 единиц: вакуумные тротуароуборочные и дорожные вакуумные машины, КДМ, тракторы, прицепная техника и снегопогрузчики.
Во Владимирской области – рекордное за последние десятилетия пополнение парка коммунальной техники: около 100 единиц техники для обслуживания дорог области в зимнее и летнее время. На эти цели выделено 690 миллионов рублей. Уже поступило 74 единицы техники 15 наименований: колесные тракторы, КДМ, автогрейдеры, фронтальные погрузчики, вакуумные подметально-уборочные машины, экскаваторы-погрузчики, низкорамный полуприцеп-тяжеловоз, автомобильный гидроподъемник и другие. Есть и специфические машины: в одной из партий – техника для борьбы с борщевиком, в том числе в придорожной полосе, что очень актуально.
Муниципалитетам Пензенской области направят дополнительно 400 миллионов рублей на покупку коммунальной техники в четвертом квартале 2022 года. Акцент сделан на сельской местности, где ситуация с зимней уборкой дорог особенно сложная.
В 2022 году Республика Башкортостан тратит на покупку 239 единиц коммунальной техники более 1,4 миллиарда рублей. Больше трети этой суммы направлено на приобретение машин ЖКХ для Уфы. В список закупаемой коммунальной техники входят 79 тракторов, 52 мини-погрузчика, 28 фронтальных и 25 экскаваторных погрузчиков, а также 21 комбинированная машина, 11 автогрейдеров, 13 самосвалов, восемь мини-пылесосов и два ассенизатора. К тому же региональные органы власти отмечают, что 132 машины произведены в Республике Беларусь, остальная техника российского производства.
Кстати, в информационной Башкирии есть еще одна интересная новость, связанная с коммунальной техникой: между Министерством жилищно-коммунального хозяйства региона и ОАО «МАЗ» подписали бессрочное соглашение о создании локализованного производства коммунальной техники на базе Белебеевского завода «Автонормаль» и обновлении парка коммунальной техники региона в приоритетном порядке. Республиканские чиновники оценивают потребность до 2024 года в 7,5 миллиарда рублей или 730 единиц техники.
Региональные власти и муниципалитеты сейчас активно готовят заявки на приобретение коммунальных машин на следующий год. Мы пообщались с несколькими представителями профильных ведомств, и они на правах анонимности поделились цифрами: ни в одном из опрошенных нами регионов нет планов меньше 70 машин, в денежном эквиваленте планы отталкиваются от 500 миллионов рублей. При этом собеседники подчеркивают, что это предварительные цифры, которые, вероятно, увеличатся после сбора всех заявок, сверки цен и учета инфляции.
Что касается производственных планов предприятий машиностроительного сектора, они настроены чуть более сдержанно: большинство планирует незначительное увеличение производства, многие говорят о модернизации техники под современные реалии, поиске новых поставщиков и реабилитации старой конструкторской информации из доглобализационных времен. В сегменте строительной техники уже есть несколько примеров своеобразного отката к старым чертежам и схемам производства. Это позволило сохранить выпуск машин в отсутствие импортных составляющих, хоть и с некоторым упрощением и снижением комфортабельности. Возможно, подобная схема заработает и в сфере коммунальной техники, поскольку даже параллельный импорт запчастей в ближайшее время может быть пресечен последней волной санкций против России.
Мы привели лишь несколько примеров, которые демонстрируют готовность чиновников всех уровней даже в текущей сложной ситуации выделять деньги на обновление парка коммунальных машин, особенно для зимнего содержания дорог и городов. Это дает повод для оптимизма производителям данного вида машин в России и Белоруссии, которые подходят под требования госзакупок. Однако высокая потребность ставит перед предприятиями и серьезные вызовы. Как мы писали выше, на сегодняшний день существуют сложности с комплектующими, обостряется конкуренция с китайскими машинами, есть проблемы с платежеспособным спросом, но они не меняют главного вектора, который остается позитивным.