Вверх
Вниз

Телефон: (343)272-49-00



4 сентября 2017

Импортозамещение на арктическом шельфе: реальные перспективы и собственные разработки.

Размещение своей статьи

    Арктика – территория вечной зимы, отпугивающая жесткими климатическими условиями и притягивающая скрытыми под толщей льдов огромными запасами энергетических ресурсов. Правительство России давно положило глаз на этот углеводородный Клондайк и сконцентрировало львиную долю усилий на его освоение. Потенциал действительно огромен, словно арктические снежные пустыни, но на каждую бочку меда найдется ложка дегтя.

 

     Разработка недр в данном регионе затруднена наличием паковых льдов и постоянной сейсмической активностью, и для эффективной добычи ископаемых необходимы особые технологии. Отечественные компании, занимающиеся разведочным бурением на арктическом шельфе, попали в тотальную зависимость от импорта: порядка 90 % техники, оборудования и технологий – зарубежного производства. Санкционная удавка, накинутая на шею России три года назад и методично затягиваемая все туже и туже, перекрыла доступ отечественных компаний к иностранным разработкам. Из-за этого лидерам отрасли, «Газпрому» и «Роснефти», пришлось приостановить деятельность на своих лицензионных участках шельфа.

 

      Как бы ни хотелось это признавать, но российский нефтегазовый сектор, несмотря на богатейшее научное и технологическое наследие, сейчас находится на периферийной зоне отрасли, по определенным направлениям отставая от своих западных коллег как минимум на 20 лет. Наиболее проблемными являются сферы технологий разведки и разработки месторождений на шельфе, а также горизонтального бурения и методы воздействия на низкопроницаемые пласты. У нас практически нет своих мощностей по строительству самоподъемных и полупогружных буровых и добычных платформ, подводных добычных комплексов, оборудования для проведения сейсморазведки 3D.

 

       Правительство страны, не желая отказываться от лакомого и перспективного куска, решило взять ситуацию в свои руки. Так, перед российскими компаниями встала стратегическая задача сокращения технологического отставания от передовых нефтегазовых предприятий мира, с максимальным использованием отечественных разработок. Давайте отставим скепсис в сторону и трезво взглянем на ситуацию и реальные шансы.

 

            ПЛАНЫ И ЦИФРЫ

 

      Согласно Государственной программе по импортозамещению, содержащей краткосрочный, среднесрочный и долгосрочный периоды, к 2020 году планируется значительно развить отечественные технологии для работы на шельфе и избавиться от импортозависимости. Глава Министерства промышленности и торговли Мантуров сообщил, что уже разработаны 20 отраслевых планов, в которые включены более 2000 наиболее приоритетных позиций по импортозамещению, суммарная заявленная стоимость проектов которых превышает 2,5 трлн рублей.

 

      На первый взгляд, планы могут показаться слишком амбициозными и невыполнимыми, но что мы имеем на самом деле?

 

      Да, у России практически отсутствуют собственные технологии напорно-направленного бурения. Сейчас доля использования «чужой» буровой техники, роторных управляемых систем, навигационного оборудования определения положения бурового инструмента равняется 83 %. Правда, в области породоразрушающего и бурильного инструмента цифра уже не столь критична – 60 %. А вот на интегрированном сервисе строительства скважин вновь лидируют зарубежные производители. Сейчас в области прикладного и инженерного программного обеспечения заимствование составляет 90 %, а в сфере автоматических систем управления производством так и вовсе 91 %.

       Тяжело обстоят дела и с технологиями и оборудованием, необходимым при разработке трудноизвлекаемых запасов. Это относится и к геологоразведке, и к геофизике, и к бурению скважин, и, само собой, к шельфовым проектам. Плавучие буровые установки и суда, подводные добычные комплексы, подвесное устьевое оборудование, специализированные суда – все, что требуется для работы в арктических условиях, преимущественно зарубежного производства.

 

           САМИ С УСАМИ

 

     Впрочем, не все так плохо, и есть еще порох в пороховницах. У отечественной промышленности действительно есть огромный потенциал, а у производителей – значительный опыт. Главным преимуществом России является тот факт, что у нас есть собственный атомный ледокольный флот, являющийся основным инструментом освоения суровой зоны. Кроме этого, ранее наши предприятия уже доказали свою дее- и конкурентоспособность. Так, СПБУ «Арктическая» и МЛСП «Приразломная» строились в Северодвинске, буровые платформы НК «ЛУКОЙЛ» создавались для Каспия на Астраханском заводе, а для Балтики – в Калининграде, на собственном заводе. Здесь же был построен и морской ледостойкий нефтеналивной терминал для Варандея в Печорском море.

 

         Если могли раньше, сможем и сейчас. Так считает Союз производителей нефтегазового оборудования. В докладе, представленном организацией на рассмотрение Госдумы, говорится, что есть целый ряд отечественных компаний, способных заменить зарубежного поставщика на рынке оборудования для работы в Арктике. Среди названных предприятий – ГОЗ «Обуховский завод», Группа «Генерация», Группа «ГМС», Группа «Уралмаш-Ижора», ЗАО «НПФ ЦКБА», ОАО «НИИТФА», ОАО «НИКИМТ-Атомстрой», ОАО «Новая эра», ОАО «Пролетарский завод», ОАО «Машпром», ОАО «Силовые машины», ОАО «Технорос», ОАО «Уралвагонзавод», ООО «Уралмаш НГО Холдинг», ООО «Электротяжмаш-привод», ФГУП СПО «Аналитприбор», НПО «Винт», ОАО «Баррикады», ОАО «Катайский насосный завод».

 

         А ведь действительно ситуация не ограничивается словами. Компании уже перешли к активным действиям, а подвижки заметны. Так, по словам замминистра промышленности РФ Осьмакова, «объем производства в секторе нефтегазового оборудования вырос за минувший год более чем на 7 %, тогда как уровень импортозависимости, в свою очередь, снизился почти на 8 %». Как отметил политик, данные показатели не что иное как результат совместной работы отечественных предприятий машиностроения, компаний ТЭК, научных организаций и отраслевых объединений.

 

      Гиганты отрасли уже и сами присматриваются к отечественным предприятиям. Весной 2015 года между «Роснефть» и «Уралмаш НГО Холдинг» был подписан контракт на поставку 13 буровых установок типа БУ 5000/320 ЭК-БМЧ для кустового бурения скважин условной глубиной 5 тысяч метров. Также уже приступила к производству судов для работы в зоне сплошных арктических льдов и тонкого ледового шельфа компания «Звезда» по заказу НК «Роснефть». Первые многоцелевые «снабженцы» будут заложены уже в начале сентября этого года.

 

       Также сейчас активно внедряются образцы запорных арматур российского производства, предназначенных для транспортировки углеводородов, разработано оборудование для бурения наклонно-направленных скважин. Может быть, пока создание оборудования и не движется семимильными шагами, но не стоит на месте однозначно. Установка государства такова, что к 2019 году необходимо начать добычу «черного золота» на базе созданных образцов российскими роторно- управляемыми системами, а к 2022 году так и вовсе приступить к переработке углеводородного сырья качественными присадками.

 

       Амбициозно? Не без этого. Реалистично? Скорее да, чем нет. И пусть техника и оборудование российского производства, пригодное для работы на арктическом шельфе, пока еще по техническим характеристикам уступает зарубежным аналогам, а какие-то позиции и вовсе отсутствуют, но с имеющимся потенциалом и государственной поддержкой НИОКР планы выйти на полное импортозамещение не кажутся уже абсолютно утопическими и несбыточными. Только для столь масштабных планов требуются соответствующие инвестиции и не менее масштабные меры по экономической мотивации самого процесса.

Голосовать (0)

 

Размещение своей статьи
Разместить объявление Объявления
Поиск:
Рубрики:
Подрубрики:
Тип объявления:
Цена: Техника:
Город:
Рубрика: Бурение / Тип объявления: Аренда Сдам в аренду МБУ-140 Тюмень

Сдам в аренду, отвечу на все интересующие вопросы в диалоге.

 

Телефон: +79526715102

E-mail: yakovleff@yandex.ru

Название организации: ООО "НПП Инновации ТЭК"

Ссылка на сайт: http://innfes.com/

Рубрика: Запчасти, комплектующие / Тип объявления: Продажа Продам запчасти на Т-130,Т-170 Челябинск

Мы отправляем спецтехнику и запчасти на ДЗ-98, А-120, ДЗ-143, ДЗ-180, В-140, В-138, Т-170, Б-10 в любые регионы России и страны СНГ (Казахстан, Белоруссия).

 

Телефон: 8 (982)338-91-75

E-mail: pkpuralservis@mail.ru

Название организации: ООО ПКФ «УралСервис»

Ссылка на сайт: dt-rf.ru

Рубрика: Строительная техника / Тип объявления: Аренда Сдаём в аренду грузовую и строительную технику.

Сдаем в аренду строительную и грузовую технику, с персоналом и без! Работаем нал, безнал, с НДС и без. Ставропольский , Краснодарский край, респ. Крым, Ростовская область.

 

Телефон: 9282622599

E-mail: retorg@mail.ru

Название организации: ООО СТК

Ссылка на сайт: WWW. STKREAL.RU

Рубрика: Комплектующие / Тип объявления: Продажа Тяга ковшевая [центр] в сборе PC200-7 Хабаровск

 В наличии тяга ковшевая [центр] в сборе для экскаватора Komatsu PC200-7. Каталожный номер 20Y-70-33111

 

Телефон: +79141587187

E-mail: office@tks-gp.ru

Название организации: ООО "ТКС ГРУПП"

Ссылка на сайт: tks-gp.ru

Рубрика: Специализированный транспорт / Тип объявления: Продажа Новый автокран 300т Grove GMK6300L-1 в наличии Тюмень

Продается автокран Grove GMK6300L-1, новый в наличии в Санкт-Петербурге, растаможен Выпуск: декабрь 2017 Длина стрелы: 80м. Колесная формула: 12x8x12 Лизинг, trade-in, страхование. На площадке при осмотре возможен торг.

 

Телефон: +79650465181

E-mail: kranark5@yandex.ru

Название организации: ООО

Ссылка на сайт: http://kranark.ru/?manager=tania

Рубрика: Коммунальная техника / Тип объявления: Продажа / Техника: Б/У Продам мусоровоз Екатеринбург

 В связи с реорганизацией предприятия продадим в хорошие руки мусоровозы 2010, 2011 года выпуска.

 

Телефон: +7 (343) 278-86-18

E-mail: info@vr2004.ru

Название организации: ООО "Водоканалрегион"

Ссылка на сайт: http://vodokanalregion.com

Рубрика: Комплектующие / Тип объявления: Продажа Запчасти на ДЗ-143 Челябинск

248070000000 Рабочий орган 388500 225672200000 Круг поворот. с широким венцом 98700 225071200000 Круг поворот. с узким венцом 94500 Более подробно вы сможете узнать на нашем сайте

 

Телефон: 89823389175

E-mail: pkpuralservis@mail.ru

Название организации: ООО ПКФ «УралСервис»

Ссылка на сайт: https://dt-rf.ru

Рубрика: Оборудование и материалы (промышленное, строительное и др.) / Тип объявления: Продажа ДЕМОНТАЖ ТРУБ,ТРУБОПРОВОДОВ,МАГИСТРАЛЬНЫХ НЕФТЕГАЗОПРОВОДОВ Сургут

Услуги/работы по демонтажу трубопровода, недействующие и отработанные нефтегазопроводы, собственный парк современной. (вся техника не старше 5лет) сертификат ISO9001:2015 , лицензия СРО особо опасные виды работ OHSAS18001:2007

 

Телефон: +7 (343)237-25-66

E-mail: nfo@123.ru

Название организации: СТС-Авто

Ссылка на сайт: http://sts-avto.com/

Рубрика: Оборудование и материалы (промышленное, строительное и др.) / Тип объявления: Продажа Производство и продажа грузоподъемного оборудования Пермь

Производство и продажа грузоподъемного оборудования от компании ООО «ПЗПО»: мостовые и козловые краны, траверсы, тали. Подъемное оборудование для производственных и промышленных предприятий.

 

Телефон: 8 (800) 200-99-61

E-mail: nfo@pzpo.ru

Название организации: ООО «ПЗПО»

Ссылка на сайт: http://pzpo.ru

Рубрика: Оборудование и материалы (промышленное, строительное и др.) / Тип объявления: Продажа / Техника: Б/У трубы б/у восстановленные под дорогу, на сваи конусные Екатеринбург

 трубы б/у восстановленные лежалая для металлоконструкций, опор, свай конусные так же в наличии другие диаметры 60- 1420 восстановленных и б/у труб на сваи, опоры, под дорогу, желоба

 

Телефон: +7 (343)344-11-30

E-mail: info@123.ru

Название организации: STS-MET.RU

Ссылка на сайт: STS-MET.RU