В конце прошлого и в начале текущего столетий две военные кампании нанесли дорогам Чеченской Республики значительный урон. Было разрушено более 80% дорожного полотна и 90% мостов. О том, как за годы созидательного труда изменилась ситуация в дорожном хозяйстве региона – наша беседа с главой республики Рамзаном Кадыровым.
– Рамзан Ахматович, какова сегодня сеть автомобильных дорог общего пользования республики?
– Сеть включает в себя 121 км федеральных автомобильных дорог и свыше трех тысяч км республиканских. На балансе министерства автомобильных дорог республики 236 мостов протяженностью 7 821 п.м. и 1 313 трубных переходов протяженностью 17 275 п.м. Кроме того, в 2010 году сельские дороги были переданы в ведение министерства. Это около восьми тысяч километров дополнительно. Нагрузка для министерства значительная. Но специалисты и рядовые дорожники настроены на восстановление сельских дорог решительно.
– Известно, что вы не делаете разницы между крупными и малыми задачами: все важны, все требуют внимательного подхода. Расскажите, как идет реализация госпрограммы по развитию дорожной отрасли на 2014-2018 годы?
– Наше министерство автомобильных дорог проделало большой объем работ по строительству, реконструкции и ремонту магистралей региона. К примеру, выполнены работы по строительству новой автодороги Согунты – Кошкельды протяженностью 17,5 км. Она прошла в объезд шести населенных пунктов, что позволило значительно сократить расстояние до населенных пунктов Ножай-Юртовского района.
– На мой взгляд, важное стратегическое значение для социального и экономического развития республики имеет приведение в нормативное состояние автодороги Грозный – Шатой – Итум-Кали. Она связывает пять районов и ведет к строящемуся горнолыжному курортному комплексу «Ведучи».
– Вы правы. Данная автодорога связывает между собой Итум-Калинский, Шатойский, Шалинский, Урус-Мартановский и Грозненский районы, а также 18 населенных пунктов и является единственным маршрутом, соединяющим административный центр республики – город Грозный, одноименный аэропорт с этими горными районами и всесезонным горнолыжным курортом «Ведучи».
– Полагаю, потребуется немало времени, сил и средств, чтобы превратить дорогу Грозный – Шатой – Итум-Кали в скоростной безопасный автобан?
– Реконструкции требовала вся протяженность дороги. Начав работы в 2013 году, наши дорожники за три года реконструировали 28 км трассы. В районе с. Чишки на 32 км данной автодороги в прошлом году было начато строительство нового моста протяженностью 162 п.м. Сдача в эксплуатацию дороги и моста позволит нам решить три важные задачи. Во-первых, дорога «уйдет» в сторону от оползневого участка. Во-вторых, она отведет грузопоток от республиканского детского туберкулезного санатория «Чишки». В-третьих, более комфортный и безопасный проезд по ней позволит привлечь туристов в горнолыжный курорт «Ведучи».
Скажу больше. В прошлом году было построено и реконструировано 53,1 км дорог, охвачено капитальным ремонтом – 13,6 км, ремонтом – 37,1 км, содержанием – 2 802,7 км. В том числе ремонтные работы были выполнены на 20-километровом участке автодороги Ищерская – Шелковская – граница Дагестана, соединяющей Ставропольский край, Чеченскую Республику и Республику Дагестан.
– Из сказанного вами можно сделать вывод, что в прошлом году дорожникам пришлось упорно поработать. А как сегодня?
– В текущем году финансирование на проведение дорожных работ сокращено, тем не менее, продолжаем реконструкцию автодороги Грозный – Шатой – Итум-Кали и строительство моста на ней. Будут приведены в нормативное состояние участки дорог Братское – Надтеречное – Правобережное (км 69,5 – км 74) и Серноводск – Грозный (км 8 – км 14).
– На любом объекте трудятся люди, профессионалы своего дела. Назовите ваши лучшие дорожные предприятия.
– Из числа государственных унитарных дорожно-эксплуатационных предприятий отмечу Веденское (руководитель Р.М. Пашаев), Итум-Калинское (Б.И. Межиева), Мескер-Юртский «Асфальт-2» (Р.А. Алханов), ГУП «Проектный институт Миндорстройпроект» (З.А. Мовсарова). Лучшими производственниками в трудовых коллективах по праву называют дорожного мастера Хасана Пискаева, машиниста автогрейдера Виктора Садулаева, дорожного рабочего Расула Бертиева. Предприятий, связанных с дорожной отраслью, у нас более тридцати. Все имеют свои цели и задачи, и активно работают в этом направлении.
– Рамзан Ахматович, если скажете, что у вас нет причин для беспокойства, не поверю в это.
– Во-первых, я этого не говорил, во-вторых, причин для беспокойства хватает. Главная из них – недостаточное финансирование. И это в то время, когда требования к качеству строящихся дорог и мостов растут, как и к содержанию уже имеющихся. Не стоит также забывать, что мы ведем строительство как плановых, так и неплановых объектов. Как будем выходить из сложившейся ситуации – думы не одного дня и недели.
– Вы, как хороший хозяин, просто обязаны видеть перспективы хотя бы на год-два вперед…
– Правительство республики и наш минтранс не только держат это в уме, но и на практике претворяют намеченное в жизнь. Приобретается современная дорожная техника, осваиваются и внедряются новые технологии, идет формирование специальной лаборатории для того, чтобы можно было вести контроль качества выполняемых работ.
– Что касается дорог, какая у вас мечта?
– Хороший вопрос. Мы стремимся к тому, чтобы дороги Чеченской Республики имели самую образцовую, удобную и безопасную сеть на Северном Кавказе. Чтобы они ни в чем не уступали знаменитым немецким автобанам.
Те новые трассы, которые мы уже построили, значительно изменили облик наших населенных пунктов. По отзывам специалистов и автомобилистов, дороги стали намного качественнее, просторнее и безопаснее. Но больше всего в этом вопросе мы ценим мнение тех, кто пользуется нашими дорогами, будучи гостем республики. Приезжайте. Вам многое у нас понравится. И дороги тоже.