Дорожно-строительная техника: что изменится в 2023?  

   Дорожно-строительная отрасль в России довольно динамична, и это, конечно, сказывается на рынке специализированной техники: меняются требования к машинам, потребности в определенных видах. К тому же сфера возведения дорог и мостов остается довольно плотно загруженной федеральными и локальными проектами даже в сложных условиях. Например, в 2022 году по нацпроекту «Безопасные качественные дороги» к нормативу удалось привести почти в два раза больше объектов, чем планировалось: свыше 30 000 погонных метров вместо 16 300. Анализируем ушедший год и строим прогноз на следующий с учетом изменений в сфере дорожного строительства.     

Итоги 2022  

Что происходило с рынком спецтехники в 2022 году? В первом квартале продажи выросли на 24,5% по сравнению с 2021 годом, но после февральских событий, которые повлекли за собой уход многих дилеров, начали снижение. Во втором квартале падение составило 37,1% продаж предыдущего года. Далее случилось усиление санкций и полный запрет на поставки отдельных видов машин. Продажи дорожно-строительной спецтехники сократились на 43,4% по сравнению с прошлым годом. Ушли многие производители, активизировались российский и китайские бренды.     

Источник: АЕБ         

В итоге, по данным Ассоциации европейского бизнеса (АЕБ), спрос упал примерно на четверть. Продукция производителей CNH Industrial, John Deere, Hyundai, «Кранекс», JCB, Komatsu, ПТЗ, Volvo, «Четра», Bobcat, Hidromek, Caterpillar, Hitachi CM, Liebherr, Wirtgen, Doosan, Dressta и UMG СДМ стала пользоваться меньшим спросом.            

Если смотреть по группам, ситуация выглядит следующим образом.           

За 9 месяцев 2022 года дилеры отгрузили 1 705 экскаваторов-погрузчиков, это почти вдвое меньше, чем в прошлом году.          

Гусеничные экскаваторы продали в количестве 3 996 машин (минус 15%).         

Схожая ситуация и с телескопическими погрузчиками – продажи в 2022 составили 204 штуки, в то время как в АППГ было реализовано более 300 машин.           

С января по сентябрь 2022 года в России приобрели 44 трубоукладчика, падение относительно прошлого года составило более 30%.        

Сократился спрос и на фронтальные погрузчики. За 9 месяцев продано 890 единиц, а по итогам трёх кварталов прошлого – 1 086.          

В сегменте погрузчиков с бортовым поворотом падение более ощутимое: 556 штук против 1 064.          

Уменьшился спрос и на асфальтоукладчики: за три квартала 2022 года реализовано 103 единицы, что на 27% меньше АПП 2021 года.                

Вибрационные и пневмоколесные катки, гусеничные тракторы, шарнирно-сочленённые и жесткие самосвалы также показали падение.              

За три квартала реализовано 603 грейдера, что на 17 единиц меньше аналогичного периода прошлого года.            

Есть сегменты, которые продемонстрировали небольшой рост: 705 проданных единиц в отчётном периоде, в то время как за три квартала 2021 года этот показатель был на уровне 667 машин.       

Третий квартал стал трансформационным для рынка и задал направление его дальнейшего развития.        

Первый вектор – это попытки отечественных поставщиков заменить часть ушедших брендов. Многие заводы в сжатые сроки перестраивали производство, чтобы оно перестало зависеть от внешних факторов. Негативным последствием стало то, что сохранить всю линейку продукции не удалось. Выпуск новых моделей пришлось приостановить в связи с отсутствием необходимых узлов отечественного производства, но есть и успехи. По подсчетам «Росспецмаша», российские заводы произвели за 9 месяцев 2022 года машин на общую сумму 53,3 млрд рублей, что на 38% больше АППГ. Отгрузки на внутренний рынок РФ выросли в этот период на 30%.       

По информации «Росспецмаша», производство российской дорожно-строительной техники по итогам 2022 года в денежном выражении увеличилось на 35% по сравнению с 2021 годом и составило 75,6 млрд рублей. Отгрузки ДСТ потребителям прибавили 33%. В частности, продажи экскаваторов выросли в 2 раза, фронтальных погрузчиков – на 42%, кранов-манипуляторов – на 18%, автогрейдеров – на 12%, мини-погрузчиков и гусеничных бульдозеров – на 6%.         

Отгрузка экскаваторов-погрузчиков снизилась на 60%, катков – на 21%, кранов-трубоукладчиков – на 12%, автокранов – на 0,3%. Абсолютные цифры ассоциация не приводит. «Отечественные производители вынужденно сокращали выпуск своей продукции по отдельным направлениям из-за агрессивной политики импортеров», – говорится в пояснении ассоциации. Имеется в виду демпинг со стороны китайских и турецких производителей дорожной техники.       

Итак, второй вектор – активность Китая. Но если в сегменте коммерческого транспорта они демонстрируют просто фантастический прирост, то в дорожно-строительной технике цифры более скромные, но положительная динамика, безусловно, есть. В отдельных категориях ДСТ доля китайских брендов уже составляет от 80 до 95%, что значительно превышает показатели предыдущих лет, но в целом ситуация сдержанная. Хотя участники тематических конференций высказывают обеспокоенность и говорят о необходимости продолжения господдержки российских производств.      

Представители заводов из КНР уверяют, что это связано не только с уходом топ-брендов, но и с ростом качества китайской техники, а также увеличением программ поддержки предпринимателей, в том числе субсидий на обновление автопарка.        

Тем не менее многие специалисты отмечают, что у них плохо развит сервис и недостаточно хорошее качество стали, которая используется для изготовления машин.

Активизировались и другие страны-производители. Так, по данным ID-Marketing Андрея Ловкова, поставки из Турции составили 41% импорта экскаваторов-погрузчиков с января по сентябрь 2022 года. Есть положительная динамика и по другим типам техники. Значительный рост по сравнению с прошлым годом показывает, например, бренд Cukurova.     

Третий вектор – рост цен. По оценкам самих игроков рынка, они выросли более чем на 15% на фоне увеличившихся сроков поставок. Но эта цифра ниже, чем инфляция в других сферах машиностроения.      

В соответствии с этими векторами развития постепенно начинает изменяться структура рынка. Это главный итог 2022 года.     

Что нового в отрасли?          

Прежде всего новый стратегический документ – план дорожной деятельности на пять лет. Он предусматривает, что к концу 2027 года соответствовать нормативам будет 85% федеральных, региональных и межмуниципальных дорог опорной сети, которая выделена из нацпроекта «Безопасные качественные дороги». Сейчас ее протяженность составляет 136 тыс. км, и это дороги, которые играют ключевую роль в развитии экономики страны. Так, в качестве отдельного направления пятилетки выделены дороги, входящие в транспортные коридоры Запад – Восток (более 12 тыс. км) и Север – Юг (более 4,2 тыс. км). Некоторые отрезки этих магистралей требуют модернизации.

На реконструкции и стройки, заложенные в документе, выделено более 13,2 трлн рублей, в числе которых 5,4 трлн – федеральный бюджет, 7,2 трлн – средства регионов, 436 млрд рублей – деньги Фонда национального благосостояния и еще 200 млрд – внебюджетные источники.        

Кстати, это один из немногих государственных проектов, который отстоял бюджет полностью (Минфин предлагал урезать на 10%). В Росавтодоре подсчитали, что в рамках плана пятилетки в день будет строиться почти 2 км новых дорог и ремонтироваться 60 км. Более 50% объектов, описанных в плане, уже имеют проектную документацию либо находятся в стадии проектировании.      

Такие амбиции и вложения предполагают, что программа станет одной из антикризисных мер в условиях внешнего давления. «В ближайшие годы отечественной промышленности будет обеспечен гарантированный спрос на технику и строительные материалы, – говорится в комментарии Минтранса. – Появится возможность инвестировать в новые производства, расширять и модернизировать линейку выпускаемой продукции, создавать новые рабочие места». Предполагается, что долгосрочное планирование позволит строительным организациям осуществлять серьезные вложения в технику.

Но это не единственное важное событие в отрасли.           

С 2023 года для субъектов – участников нацпроекта «Безопасные качественные дороги» обязательной станет инструментальная диагностика автодорог. Это предъявляет высокие требования к материалам, технологиям и технике, работающей на строительстве дорог, в том числе способствует реализации целей Росавтодора по формированию базы для инновационного развития дорожной отрасли. Сейчас большое внимание уделяется линейке современных битумопроизводных материалов и асфальтобетонных смесей, технологиям стабилизации грунтов и укрепления слоев дорожных одежд, холодного ресайклинга и другим.              

Все это влияет на отечественный рынок дорожно-строительной техники. Так, в 2022 году по заявке «Росавтодора» и при поддержке Минпромторга была разработана новая модель гусеничного асфальтоукладчика АСФ-Г-4-05. Он рассчитан на укладку покрытия шириной до 13 метров. Первые опытные образцы прошли испытания на базе ООО «Трансстроймеханизация» на федеральных трассах М-5 «Урал» в Московской области и А-289 от Краснодара до Керчи. Машины укладывали асфальтобетон на дорожных полосах. По результатам были произведены доработки и учтены пожелания. Например, машину донастроили, разработали дополнительную защиту системы смазки подшипников привода питателей и шнеков, усилили конструкцию фартука питателя, устранили риск соприкосновения фартука со скребками. Затем состоялись еще несколько этапов испытаний.           

В июле были подтверждены возможности АСФ-Г-4-05 по укладке АБС с гидравлической рабочей плитой с максимальной шириной укладки до 9 м. В сентябре прошли испытания с жесткой механической 13-метровой плитой «на песке». Технические характеристики также были документально подтверждены.                   

НПО «Группа компаний машиностроения и приборостроения» приступила к организации серийного производства АСФ-Г-4-05 и других современных моделей асфальтоукладчиков.

Ожидается, что в 2023–2024 годах в России запустят несколько машиностроительных предприятий, чтобы снизить зависимость отечественного автопрома от импортной техники и комплектующих. В их числе новый завод ООО «КЗ «Ростсельмаш» по производству прицепной, навесной сельскохозяйственной и коммунальной техники в Таганроге, новый цех предприятия «Грюнвальд» для изготовления около 200 типов деталей для самосвальных прицепов, новое производство «Регион 45» в Московской области. Таких примеров много, нам остается следить за тем, с каким успехом и какой скоростью планы будут воплощаться в жизнь.                

Прогнозы развития рынка ДСТ в 2023 году             

Говоря о дальнейшем развитии ситуации на рынке дорожно-строительной техники в наступившем году, большинство экспертов сходится в одном: отрасль ожидает дефицит.

По данным «Коммерсанта», доля машин из недружественных стран остается высокой – от 30 до 70% в разных категориях. При этом некоторые ее виды пока не производятся в стране: ресайклеры, дорожные фрезы, антисегрегационные перегружатели.           

Есть и другой взгляд на нехватку ДСТ. Так, «РосдорНИИ» приводит следующие цифры. По состоянию на декабрь 2022 года парк дорожно-строительной техники и оборудования в России насчитывает более 65 600 единиц, 26% приходится на технику иностранного производства. В ближайшие пять лет потребность в дорожно-строительной технике составит более 38 000 штук, причем более 15 200 в структуре спроса будут машины импортного производства.                   

Таким образом, строительство дорог сильно зависит от импортной дорожно-строительной техники. Если выпуск аналогов не будет налажен и не будут устранены бюрократические сложности с параллельным импортом, с учетом проблем с ремонтом и обслуживанием скоро дорожники рискуют остаться без необходимой техники. Выше мы говорили о машиностроительных проектах, но освоение новых видов техники и выход на значимые объемы выпуска произойдет через несколько лет. Что касается сложностей с поставками импортной техники, участники рынка весь год настаивали, что процедура сертификации и получения ЭПСМ должна быть упрощена.             

Минпромторг в ответ отчитался об успешной работе параллельного импорта. По данным пресс-службы ведомства, с ноября 2022 года в системах электронных паспортов оформлено свыше 11 000 ЭПСМ на импортируемую технику: 336 электронных паспортов на технику JCB, 378 – на технику Сaterpillar и 120 – на технику Hitachi. В Минпромторге отмечают рост поставок бульдозеров (+43%), мини-погрузчиков (+55%), экскаваторов (+63%), а также фронтальных погрузчиков (+25%) и грейдеров (+4%).               

Второе ожидание всех участников рынка связано с ростом цен. Он неизбежен по нескольким причинам. Во-первых, дефицит машин провоцирует повышение их ценности для клиентов и стоимости. Во-вторых, с 1 января увеличился утильсбор на спецтехнику, грузовики и полуприцепы. Как сообщают представители Минпромторга, индексация необходима для «выравнивания рыночной стоимости иностранной и российской продукции». Для клиентов это плюс 300 000–500 000 рублей к стоимости техники. Ряд экспертов считает, что рынок в начале года будет находиться в стагнации, пока покупатель не привыкнет к новой цене. В-третьих, развитие параллельного импорта тоже внесет вклад в рост цен: переплата здесь является условием по умолчанию. Кроме того, нужно быть готовыми к изменению курса рубля, который также будет влиять на цены.           

Далее ожидается, что в наступившем году значительно возрастет спрос на запчасти для уже имеющейся импортной техники марок, ушедших из России. Запасы дилеров давно исчерпаны, реимпорт занимает много времени. С этим связано возрастающее значение способности оказывать сервис при выборе поставщика, для клиентов останутся стабильный сервис и наличие запасных частей. Компании, которые продолжат предлагать качественный сервис в кратчайшие сроки, будут занимать лидирующие позиции.       

Нужно отметить, что в сфере запчастей и компонентов также есть попытки импортозамещения. На протяжении 2022 года на слуху были проекты «ЧАЗ», НПП «Итэлма», «ШААЗ», «Динекс Русь», «ЧАЗ», «ПТФК «Технотрон». Однако пока сложно назвать их успешными. Работа продолжается. Также очевидно, что будут расти импорт из Китая и поставки через Турцию, ОАЭ, Казахстан, Иран, Индию, что обязательно приведет к удорожанию. По некоторым оценкам, рост цен на запчасти составит 30–40%. Наконец, скорее всего, будет развиваться рынок контрафакта, который сейчас составляет 20–30% аналоговых и восстановленных компонентов.             

Еще одна закономерная тенденция – активизация вторичного рынка дорожно-строительной техники. По данным «Авито Авто, с февраля по апрель 2022 года объявлений по спецтехнике стало меньше на 9%. Если сравнивать количество предложений с 2021 годом, то оно упало на 26%. Затем и спрос, и предложение стали расти на фоне начала строительного сезона, стабилизации курса рубля и цен на новые машины и, конечно, дефицита.                

Сейчас на «Авито» можно найти более 300 000 единиц специальной техники. В некоторых подкатегориях и регионах новые объявления появляются каждые несколько минут. На рынке б/у бульдозеров популярны машины ЧТЗ «Уралтрак», Shantui, среди экскаваторов лидерство удерживают JCB и техника российского концерна ОМГ «СДМ». Востребованы автогрейдеры, асфальтоукладчики и катки. Специалисты полагают, что вторичный рынок ДСТ может прибавить по итогам года порядка 25%.           

В целом, по прогнозам маркетологов, в 2023 году спрос на ДСТ в России, скорее всего, останется на уровне 2022 года или немного снизится. Темп замещения импортной техники азиатскими производителями, вероятно, увеличится. Российские предприятия также нарастят свои доли в большинстве сегментов ДСТ. Но главное – дорожное строительство продолжит получать поддержку в виде масштабных государственных, общероссийских и региональных проектов. Этот фактор будет ключевым положительным драйвером, который не позволит рынку дорожно-строительной техники упасть до кризисных показателей.            

Похожие записи

Оставить комментарий