Вездеходам открыты все дороги. Часть вторая

        Когда речь идет о работе в сложных условиях бездорожья, без особых сверхпроходимых машин просто не обойтись. Сейчас, когда освоение труднодоступных территорий представляется крайне перспективным и приоритетным для многих компаний, спрос на вездеходы растет, а вместе с ним и предложение. Продолжая тему предыдущего номера, остановимся на наиболее интересных отечественных разработках и новинках.

 

      Современный рынок вездеходной техники представлен самыми различными модификациями, отличающимися по типу движетеля, размерам, мощности, предназначению. В зависимости от параметров и комплектации машины находят широкое применение в разных отраслях промышленности и народного хозяйства: нефтегазовый и энергетический сектор, пожарные, медицинские или мобильные станции технического обслуживания, туристические фирмы, – всех вариантов не перечесть.

 

   Как крупные заводы, занимающиеся серийным производством сверхпроходимой техники, так и частники, выпускающие ограниченное количество машин, заинтересованы продвижением своей продукции. Один из самых перспективных рынков сбыта – разработка машин для работы в условиях Крайнего Севера. В свете последних экономических тенденций лакомым кусочком для многих представляется российская Арктика. Это блюдо подается под пикантным соусом импортозамещения. И если во многих сферах дело останавливается на уровне перспективных планов, то в области вездеходостроения все складывается как нельзя лучше. Наши инженеры так преуспели в создании сверхпроходимых машин для нужд нефтегазового, энергетического комплекса, а также для лесного хозяйства, спасательных служб и частных лиц, что многие разработки просто не имеют аналогов зарубежного производства. Впрочем, это и неудивительно: в России, где дорог нормальных нет на доброй трети территории, а те, что есть, большую часть времени скрыты под снегом, лучше других понимают, какими качествами должен обладать настоящий вездеход.

 

 «Бурлаки» на Севере

 

     Наибольший выбор различных модификаций наблюдается в сегменте колесных вездеходов. Согласно данным экспертных исследований, по сумме всех показателей проходимости, экономичности и экологичности машины на шинах сверхнизкого давления превосходят аппараты на воздушной подушке, гусеничные и пневмогусеничные аналоги соответственно на 10, 20 и 12%. Производители экспериментируют с шинами, размерами, комплектацией вездеходов, стремясь достичь наилучших показателей с учетом комфорта водителя и пассажиров. Особое внимание уделяется образцам, способным не просто колесить по болотам средней полосы России, но и работать в арктической зоне.

 

     Одна из новейших перспективных разработок – грузовые вездеходы «Бурлак», созданные екатеринбургской компанией «Вездеходы Макарова». Цель проекта более чем амбициозна – установить новый мировой рекорд и достичь Северного полюса автономно, без заброски авиацией топлива и продуктов питания.   Накануне машины успешно прошли испытание в Свердловской области, на практике продемонстрировав свою функциональность.

 

     Главное отличие данной модели от предшествующих ей экспедиционных «Бурлаков» – использование серийных отечественных комплектующих. По словам производителей, данный факт должен положительно отразиться на удобстве эксплуатации, обслуживания и ремонта.

 

     В вездеходе установлен двигатель Cummins 2.8 ISF в 149 л.с, благодаря которому машина способна развить скорость до 50 км/ч на твердой поверхности и более 5 км/ч при движении по воде. При полной загрузке вес машины составит 7 тонн, дорожный просвет — 700 миллиметров. Благодаря движетелю на шинах низкого давления вездеход не наносит вреда грунту, что позволяет эксплуатировать его в заповедниках и других закрытых для въезда местах.

 

Царь бездорожья

 

    Настоящей сенсацией на мировом рынке вездеходной техники стал колесный снегоболотоход «Шерп», впервые представленный в Москве на выставке кроссоверов и внедорожников Moscow Off-Road Show 2015. Разработчиком данного вседорожного транспортного средства является инженер Алексей Гарагашьян, известный своими проектами в сфере снегоболотоходной техники. Конструкция машина основана на сочетании отработанных годами технологий и инновационных решений, что позволило обеспечить машине выдающиеся технические характеристики.

 

 Отличительной особенностью снегоболотохода является пневмоцируляционная подвеска, разработанная и запатентованная А. Гарагашьяном. Принцип следующий: шины на колесах размером 1600х600х25 связаны друг с другом воздушными каналами с изменяемым сечением, которое можно регулировать в широком диапазоне. Так, при наезде одной шины на препятствие система равномерно распределит давление по другим колесам, что повысит их возможность к деформированию.

 

     Благодаря этому вездеход может не только передвигаться по грязи, снегу и болотам, разгоняясь до 45 км/ч, но и преодолевать преграды высотой до 70 м, а также плавать по воде со скоростью 6 км/ч. На «Шерпе» установлен четырехцилиндровый 1,5-литровый дизельный двигатель Kubota V1505-t мощностью 44 л.с. вместе с пятиступенчатой механической коробкой передач.

 

     По проходимости «Шерп» не просто не уступает гусеничным вездеходам, но даже превосходит большинство их них. В настоящее время машина по своим возможностям и характеристикам не имеет аналогов в мире.

 

 Гусеничный универсальный помощник

 

     Хотя в последнее время все большей популярностью пользуются вездеходы на шинах низкого давления, машины на гусеничном ходу также остаются востребованными в определенных секторах, так как преимущественно обладают лучшей проходимостью, чем колесные аналоги. Но, чтобы удерживать конкурентные позиции, производителям уже недостаточно изготавливать просто мощные машины: важна безопасность и продуктивность.

 

     И здесь вновь выделяется заволжский «Завод вездеходных машин». Предприятие выпускает несколько моделей гусеничных вездеходов, одна из самых востребованных разработок – снегоболотоход-амфибия ЭВМ 2410 «Ухтыш» на базе автомобиля УАЗ 469. Транспортное средство имеет двухобъемный кузов капотной компоновки с грузопассажирским салоном, вмещающим пять человек и 500 кг груза. Ключевая черта данной модели – наименьшие габаритные размеры. Именно они и обеспечивают наилучшую маневренность, хороший угол обзора с места водителя, а также удобство при транспортировке, что особенно важно при проведении работ в отдаленных районах.

 

     Конструктивные решения «Ухтыша», призванные обеспечить необходимую плавучесть, несколько парадоксальны. Так, нижняя секция заднего борта снегоболотохода наглухо заварена, что несколько затрудняет погрузку багажа, но при этом предотвращает зачерпывание воды, защищая груз и пассажиров при переправах через реки.

 

Возрождение легенды

 

   Наилучшей проходимостью среди вездеходов обладают машины на шнекороторном движетеле, представляющим собой два «архимедовых винтах» из особо прочного материала. Данная техника обладает уникальными показателями при движении в условиях грязи, снега, льда глубокой воды, а вот для передвижения по твердым ровным поверхностям не подходит.

 

    В Советском Союзе в 1972 году был построен шнекороторный снегоболотоход вездеход ЗИЛ-4904 построен, признанный самым большим в мире, но так и не нашедший полезного применения, в связи с чем производство машины было приостановлено.

 

     Но совсем недавно в Нижегородской области после 30-летнего перерыва возобновили выпуск шнекоходов. Модель ЗВМ-2901, созданная на ООО «Завод вездеходных машин» в Заволжье, прошла испытания и уже запущена в серийное производство. По словам разработчиков, машина создана для работы в перенасыщенных влагой грунтах, болотах всех категорий, на плаву, снежной целине. За счет функции установки различного дополнительного оборудования машина может использоваться для проведения строительных, мелиоративных, аварийно-спасательных и других работ, а также в армии и при освоении новых нефтяных и газовых месторождений. Конструкторы возлагают большие надежды на свое детище, но пока это все лишь в перспективе: как показала практика еще в 1970-х годах, «винтовой» вездеход оказывает крайне негативное влияние на грунт, буквально перепахивая его. И, чтобы использовать машину сейчас, когда экологическая ситуация и так обострена дальше некуда, ее необходимо модернизировать.

 

Летающая амфибия

 

        Объединить в одном транспортном средстве самолет, автомобиль и лодку? На первый взгляд идея может показаться как минимум странной и мало пригодной для реализации, но как бы не так.  На авиакосмическом салоне МАКС-2017, прошедшем в Жуковском в июле этого года, НПО «Авиационно-космические технологии» представили крайне неординарное транспортное средство БОРТС «Тритон». Этот двухместный вездеход по суше перемещается как электромобиль, в воздухе — как самолет с мягким крылом, а по воде — как аэроглиссер, что становится возможны благодаря установленному в задней части машины десятилопастному малошумному винту.

 

    Аббревиатура БОРТС расшифровывается как «Бегалет оперативной разведки трех стихий», машина предназначена для выполнения широкого спектра задач как на земле, так и в воздухе. Длина «Тритона» составляет 2,95 метра, высота — 2,24 метра, ширина — 1,9 метра. БОРТС развивает максимальную скорость до 100 км/ч и обладает запасом хода по земле около 100 километров, по воде и воздуху — порядка 400 километров. Эта летающая амфибия способна подняться в воздух на высоту до 4200 метров!

 

     В «бегалете» установлены три двигателя: маршевый бензиновый мотор мощностью 120 лошадиных сил, применяемый в полете и при глиссировании по воде, а также два электрических мотора мощностью по 12 кВт для передвижения по суше.

 

     До конца следующего года разработчики планируют организовать тестовую экспедицию от Эльбруса до Москвы, чтобы испытать возможности БОРТС в разных естественных условиях. Впрочем, предзаказы на необычное средство поступают уже сейчас.

 

Воздушная маневренность и легкость

 

    Помимо сверхпроходимых машин на гусеничном, колесном и шнекороторном движетеле есть еще одни – на воздушной подушке. Одной из наиболее интересных разработок в данной области является амфибийная грузовая модель с говорящим названием «Арктика» производства АО «Торгово-промышленный центр «СибВПКнефтегаз»».  

 

     В отличие от традиционных катеров и судов на воздушной подушке, эта маневренная и легкая машина может постоянно эксплуатироваться как над водной поверхностью, так и над снежной целиной, торосистым льдом, болотом, тундрой в течение всего года и даже при экстремальных температурах. Крейсерская скорость «Арктики»  – 80 км/час, а над гладкими поверхностями она вовсе достигает 140 км/час. Вездеход оснащен воздушным рулем, который способствует повышению управляемости при движении на труднопроходимых участках: позволяет разворачиваться на месте, преодолевать рвы шириной до 1,5 метра, совершать маневрирование над водной гладью с такой же эффективностью, как и над сушей.

 

Тормоз, выполненный в виде упругого щитка, обеспечивает максимальную безопасность вездехода во время передвижения, защищая его от заносов при прохождении крутых поворотов, при преодолении извилистых рек и косогоров. Благодаря бортовым секциям плавучести в виде блоков, заполненных пористыми материалами, этот вездеход-амфибия приобретает способность к плавучести и непотопляемости аварийных ситуациях.

 

Перспективная разработка для решения арктических задач

 

      Когда заходит разговор об освоении северных широт, важно понимать, что арктический ландшафт крайне раним, восстанавливается очень долго, поэтому требует особо бережного подхода, а используемая там техника должна обладать минимальным воздействием на почву.  Также необходимо понимать, что условиях низкой проходимости важно иметь возможность ездить медленно, чтобы цепляться за грунт, и на спущенных шинах, чтобы снизить давление на почву. Только в этом случае вездеход способен передвигать большие грузы по снежной пустыне или болоту.

 

     У российских инженеров есть идеи и в данной области. На сегодняшний день разработкой уникальной платформы арктического колесного транспортера занимается резидент тольяттинского технопарка «Жигулевская долина» компания «Ладуга». Данное изобретение представляет собой набор агрегатов и раму автомобиля, на которую крепится трансмиссия, подвеска и кабина. Платформа позволит перевозить арктические вездеходы различной тоннажности с учетом потребностей заказчика.

 

      В настоящее время инженеры компании ведут конструкторскую работу по созданию рамы, трансмиссии и кабины будущего вездехода. Перед ними стоит задача создать колесный редуктор, который понизит минимальные обороты колес, повысит тягу машины на низкой скорости движения, тем самым в значительной мере увеличив возможности вездехода в тяжелых климатических и ландшафтных условиях. Планируется, что первый прототип вездехода на основе этой платформы будет создан к 2019 году.

 

     Само собой, это далеко не полный список достойных внимания современных вездеходов отечественного производства. Многие как крупные, так и небольшие компании предлагают разработку сверхпроходимых машин по индивидуальному заказу, подбирая конструктивные решения непосредственно под клиента. Также многие модели, обладающие впечатляющими техническими и эксплуатационными характеристиками, выходят ограниченным выпуском, а то и в единичном экземпляре. В следующем выпуске журнала мы расскажем о вездеходах, задействованных на одной из самых перспективных и масштабных нефтегазовых строек Ямала и России в целом – проекта «Ямал СПГ».

Похожие записи

Оставить комментарий