В октябре в Архангельске торжественно отметили 80-летие дорожной отрасли Поморья и «Архангельскавтодора». Сегодня в дорожной сфере Архангельской области трудятся более трех тыс. человек. Директор областного дорожного агентства «Архангельскавтодор» Игорь Пинаев рассказал о текущих задачах отрасли, а также озвучил планы на будущее.
– Игорь Николаевич, ветераны отрасли сравнивают решение об увеличении финансирования региональных дорог, озвученное президентом Путиным в мае этого года, с исторической госпрограммой «Дороги Нечерноземья». Тогда, в конце 80-х – начале 90-х годов прошлого века в нашем регионе сдавалось до 800 км дорог ежегодно.
– С учетом того, что в последние два десятка лет системного подхода к ремонту и содержанию региональных дорог в нашей стране не было в принципе, это сравнение действительно уместно. Да, с 2002 года по 2010 год, с 2010 по 2015 год и далее действовала федеральная целевая программа «Развитие транспортной системы России». Однако финансирование из федерального бюджета по ней выделялось лишь на строительство и модернизацию дорог. Ремонт же и содержание областных автотрасс осуществлялись лишь из региональных бюджетов по остаточному принципу. Сегодня мы видим четко сформированную программу, подробно расписанную на шесть лет вперед. Для нас важно осознавать, что мы вступаем в системную работу с той сетью дорог, которая, по сути, была сформирована когда-то благодаря программе «Дороги Нечерноземья», и будем приводить эту сеть в нормативное состояние. Думаю, в ближайшие годы с нашими дорогами произойдут колоссальные изменения, которые заметят все без исключения участники дорожного движения.
В годы действия программы «Дороги Нечерноземья» каждое районное дорожное управление «Архангельскавтодора» ежегодно строило по 10-20 км дорог и столько же ремонтировало.
Тогда была цель создать дороги, которых просто не существовало, соединить областной центр с районами, дать проезд между населенными пунктами. Сегодня правительство Российской Федерации дает возможность постепенно снова выйти примерно на такие же показатели. При этом нужно учитывать, что новый проект «Безопасные и качественные автодороги» посвящен не развитию, а восстановлению, приведению в нормативное состояние уже существующей сети. Однако о том, что новая программа послужит мощнейшим импульсом развития дорожной отрасли в целом, можно говорить с полной уверенностью.
– Учитывая, что программа будет корректироваться, о каких объемах можно говорить уже сегодня?
– На ближайшие шесть лет на развитие сети региональных дорог Поморья будет выделено порядка 15 млрд руб. Сегодня продолжается обсуждение того, как эта сумма будет распределена непосредственно по годам.
– Получается, объем работ, выполняемых дорожными предприятиями Архангельской области ежегодно, как минимум удвоится. Справитесь своими силами или будете привлекать подрядчиков из других регионов?
– Поскольку в новом федеральном проекте задействованы практически все регионы, не стоит рассчитывать на чужие свободные трудовые ресурсы. Будем опираться на собственные силы. Что касается имеющихся сегодня в регионе подрядчиков, то для нас важны в первую очередь проектные организации. Ведь чтобы грамотно реализовать этот мощный нацпроект, нужны конкретные рабочие проекты, по которым мы будем производить ремонты и капремонты.
На сегодня у нас есть задел по проектной документации примерно на год работы. Мы планируем этот запас существенно увеличить. Что же касается непосредственно дорожных организаций, имеющихся в области, и их мощности, с этим я не вижу никаких проблем. 150-200 км ремонта и капремонта в год для предприятий нашей области, развивающихся технически и технологически, вполне по силам.
– Расскажите конкретнее, какие направления и в каком объеме будут задействованы в новом проекте в первую очередь?
– В числе приоритетов, безусловно, автодорога Усть-Вага – Ядриха. Активные работы по ней продолжатся в 2019 году. По нашим прикидкам, в развитие этой трассы мы будем вкладывать не менее одного млрд руб. в год. Планируем за четыре с половиной года привести эту дорогу в нормативное состояние практически на всей ее протяженности.
Следующая по очередности и загрузке – дорога Вельск – Шангалы. Как известно, это направление активно используется предприятиями ЛПК, а в Устьянском районе ежегодно проводятся крупные международные деловые и спортивные мероприятия, поэтому потребность такая есть. Эту дорогу мы планируем полностью привести в норматив уже в течение следующего лета, на это потребуется порядка 300-400 млн руб.
Еще одно важнейшее направление – автодорога Долматово – Няндома – Каргополь – Пудож, которая соединяет М-8 и будущую федеральную трассу на Санкт-Петербург. Первоочередный ремонт будет проведен на участке от Долматово до Каргополя. Это около 200 км, что потребует ежегодно около полумиллиарда руб.
Однако останавливаться мы не будем и после этого будем восстанавливать участки дороги, идущие на Карелию. Важным направлением остается участок Архангельск – Пинега – Мезень – Лешуконское. Здесь работать будет несколько сложнее, так как в этих районах нет достаточного количества собственных качественных гравийных материалов. Это увеличивает стоимость приведения дороги в нормативное состояние в расчете на один км. Поэтому участки дорог с гравийным покрытием мы планируем начать восстанавливать в 2020 году. В первую очередь будем восстанавливать асфальтовое покрытие этой дороги на участке до Белогорского.
2019 и 2020 годы – сегодня самые важные для нас. Необходимо «нырнуть» в этот большой федеральный проект, чтобы более полно понимать, что мы получим на выходе.
– Утверждены ли сроки передачи дорог Архангельской области в федеральную собственность?
– Передача региональных дорог Архангельской области в федеральную собственность – одна из наиболее серьезных задач, стоящих сегодня перед правительством региона. Именно по этой причине активизировалась реконструкция трассы Брин-Наволок – Каргополь – Вытегра, которая уже с 1 апреля 2019 года переходит в федеральную собственность. Это уже окончательная дата. В августе следующего года мы передадим Росавтодору документы по направлению Котлас – Сыктывкар. Если все пройдет хорошо, то в 2020 году это направление также станет федеральным.
Согласно плану Федерального дорожного агентства, следующей переданной в федеральное ведение трассой уже в 2020 году станет направление Чекшино – Тотьма – Котлас – Куратово, которое соединит Вологду с Сыктывкаром. В это направление попадает порядка 200 км автодорог Котласского и Вилегодского районов Архангельской области.
Передачу Росавтодору автодороги Усть-Вага – Ядриха (290 км), которая даст возможность соединить Архангельск с Сыктывкаром посредством федеральной автотрассы, нам бы хотелось немного сдвинуть, сделать это в 2025 году. А сроки передачи очень интересного и перспективного направления, которое сегодня обозначено как Брин-Наволок – Онега – соединение с трассой Р-21 «Кола», хотим при этом немного ускорить, перенести с 2029 года на несколько лет. Возможности для этого есть, и, тесно работая с Росавтодором, мы убедились, что они готовы это обсуждать.
Данная дорога свяжет трассу М-8 с шоссе Санкт-Петербург – Мурманск и даст Архангельской области короткий выход на Карелию, Кольский полуостров, Финляндию и Норвегию. Это направление пока в более отдаленной перспективе, но активно обсуждается. В частности, нам, жителям Архангельской области, кажется более логичным и продуктивным проложить этот транспортный коридор не через Брин-Наволок, а через Архангельск, Северодвинск и Онегу.
С 2017 года федеральные трассы Российской Федерации на 100 % финансируются в соответствии с необходимым нормативом. Это означает, что после передачи упомянутых направлений в собственность Росавтодора они в короткий срок будут приведены в нормативное состояние.
– Вы планируете ремонтировать своими силами дороги Усть-Вага – Ядриха, при этом собираетесь скоро передать их в федеральную собственность. Зачем тратить деньги на дорогу, которая скоро перестанет быть областной и получит более серьезное федеральное финансирование?
– Поймите, передать дорогу из областного в федеральное подчинение не означает достать что-то из своего кармана и передать это другому человеку, который унесет это куда-то далеко. Дорога ведь никуда не денется! Она останется в нашей Архангельской области, и пользоваться ею будут те же люди. И в наших интересах отремонтировать эту дорогу как можно быстрее, чтобы люди пользовались более качественным продуктом, ощущали от этого больше комфорта, вот и все. Мы ремонтируем дорогу, пользоваться которой нужно уже сегодня и завтра, а не через пять лет! Тем более, восстанавливать эту дорогу мы будем за те же федеральные средства. Поэтому решение вкладываться в данную трассу уже сегодня абсолютно правильно.
В 2019 году начнутся работы по дороге Усть-Вага – Ядриха. Гравийный участок автодороги, расположенный на 62–72 км, на границе Верхнетоемского района, станет асфальтобетонным, в настоящее время по нему завершаются проектные работы. Таким образом, на этой дороге у нас останутся 30 «гравийных км». Проектные работы по переводу этих оставшихся км в асфальтобетонное покрытие мы также хотим заложить на следующий год, а строительно-монтажные работы запланировать на 2020–2021 годы.
В следующем же году мы заканчиваем капитальный ремонт дороги по Красноборску, и у нас остается 15-ти километровый участок в Котласском районе, который также в планах на следующий год. Этот ремонт будет проведен за счет средств содержания. Проект еще на один 21-километровый участок, км 152 – км 174 также готов. Таким образом, суммарно по этой дороге мы в 2019 году планируем привести в нормативное состояние 57 км!
– Региональные автодороги сильно разрушаются большегрузными автомобилями, которые все чаще нарушают сезонные ограничения. Страдают от этого в первую очередь автомобилисты-частники.
– В Центре управления движения «Архангельскавтодора» сейчас фиксируется множество звонков с жалобами пользователей, в том числе на затрудненный из-за тяжеловозов проезд.
Однако дорожное агентство «Архангельскавтодор» не обладает надзорными функциями по контролю за автомобилями-нарушителями сезонных нарушений.
По информации Росавтодора, урон, наносимый дороге даже в обычный период лишь одним проездом тяжеловесного автомобиля, сопоставим с уроном, который наносят несколько десятков тыс. легковых автомобилей. В период же распутицы, когда грунт переувлажнен, дорожному полотну наносится еще больший урон.
Сейчас дорожным службам приходится бороться не только с погодными условиями, но и восстанавливать дороги, разрушенные проездом тяжеловозов-нарушителей. При этом даже могут возникать перерывы в движении.
Например, 26-27 октября на автодороге Усть-Вага – Ядриха, на участке с 65 до 70 км был затор автотранспорта в связи с тем, что переувлажненная дорога была разбита тяжеловозами. Проезд был быстро восстановлен дорожными службами, но пользователи дорог испытали большие неудобства. К сожалению, подобная ситуация может повториться и на других автодорогах по причине недобросовестных перевозчиков, которые в угоду коммерческой прибыли зачастую лишают возможности проезда законопослушных пользователей.
В настоящее время на региональных грунтовых и гравийных дорогах Архангельской области продолжают действовать традиционные осенние ограничения движения автомобилей с нагрузкой на ось более 3,5 т. Касается это в первую очередь грузовых фур и лесовозов. Цель ограничений – обеспечение сохранности дороги и условий для проезда автомобилей в неблагоприятный период распутицы.
– Расскажите об уникальной выставке, открытой в Архангельске к 80-летию дорожной отрасли Поморья и в преддверии Дня дорожника, который в этом году будем отмечать 21 октября?
– Выставка «От колеи до магистрали» знакомит посетителей с историей развития дорожной сети на Севере фактически от средневековья до настоящего времени, а также разновременными технологиями строительства дорог и типами дорожных покрытий – от самых простых до современного «дорожного пирога».
О создании такой экспозиции давно мечтали многие наши работники и руководители. Планируя в прошлом году юбилейные мероприятия, своей первоочередной задачей мы обозначили создание такой экспозиции. И нам удалось эту прекрасную идею воплотить в жизнь вместе с работниками Архангельского областного краеведческого музея.
На экспозиции видно, как менялось дорожное полотно, как возрастала нагрузка на дорогу со стороны транспортных средств. Последний фактор наглядно продемонстрирован сравнением колес от телеги и современного автомобиля Scania.
Особо привлекает посетителей интерактивная зона выставки, где представлена химико-технологическая лаборатория советских времен, где проверяли качество дорожного покрытия. Посетители могут побывать в бытовке дорожников советского периода, где воссоздана атмосфера тех лет – в частности, висит подлинная «дорожная» стенгазета начала 80-х годов прошлого столетия. Этот уголок выставки особенно востребован среди любителей селфи.
– Какие мысли и надежды вызывает у вас сегодня год, ставший юбилейным для дорожной отрасли Архангельской области? Как очередная круглая дата или нечто большее?
– Юбилей – это прекрасная возможность окунуться в историю отрасли, вспомнить периоды ее подъема и становления, вернуться во время, когда на карте нашей большой Архангельской области вместо единичных волоков, предназначенных для гужевых повозок, появилась настоящая развитая сеть автомобильных дорог. Сеть, которая связала населенные пункты внутри субъекта, а областной центр – с Москвой. Этой истории посвящена большая выставка, которую мы подготовили совместно с Архангельским краеведческим музеем.
Вспоминая былых руководителей, в очередной раз понимаешь роль личности в определенных исторических моментах. Конечно же, с горестью мы вспоминаем конец 90-х – начало 2000-х годов, период упадка и стагнации дорожного хозяйства. Но даже тогда наша отрасль смогла адаптироваться к новым условиям и сохранить, пожалуй, самое главное – свои мощные и профессиональные трудовые коллективы. Появились новые руководители, новые личности. Ну а год 2018 стал не только юбилейным, но и переломным. Верьте мне, дорожная сеть всей Российской Федерации и нашей Архангельской области действительно преобразится, дороги станут более комфортными и безопасными. Уверен, что 2018 год и последующие шесть лет яркой и очень позитивной строкой впишутся в новую историю. Историю, которую писать уже будем мы. С честью, гордостью и огромной ответственностью переняв это право у наших ветеранов!
– Игорь Николаевич, спасибо за интересный рассказ. Удачи вам и успехов в работе.
Беседовала Екатерина Кузьмина